Google

среда, 10 апреля 2013 г.

Зеленая страна - что растет в Португалии



Если бы меня спросили, какого цвета Португалия, я бы сказала – зеленого. Почему?  Может быть, потому что я люблю зеленый цвет, а может, потому, что круглый год здесь что-то растет, цветет, зеленеет. 


Недавно разговаривала с подругой, которая живет в Сибири. Она долго жаловалась мне, что зима в этом году никак не закончится. Все серо-бело-скользкое. И в конце разговора, подруга спросила: “Ну а как у вас?  Уже появились первые листочки?”  “Появились” – ответила я.  “На платанах”. “И только? Когда же закончится эта зима” – посетовала моя подруга. 

Да, не так-то просто было объяснить, что зелень здесь круглый год. Я и сама больше 20 лет прожила в Сибири. А потом еще 20 – в Москве. И привыкла к тому, что зимой идет снег (ну или ледяной дождь), весной – все тает, летом – жарко, а осенью – деревья сбрасывают листья. Меняются времена года, меняются пейзажи за твоим окном.

Первое время в Португалии, мне было непривычно видеть вечнозеленые холмы из окна своей квартиры. Конечно, здесь тоже меняются времена года. Эти смены не столь заметны на первый взгляд. Здесь нет снега и льда, весенних ручьев и золотой осени. Но, здесь есть огромное количество растений, по которым всегда можно определить какое сейчас время года.


Сейчас апрель. Появились маленькие листочки на платанах. Да, на тех самых, из-за которых расстроилась моя сибирская подруга. Платаны, одни из немногих деревьев в Португалии, которые осенью сбрасывают листья. Зимой, платаны выглядят немного печально. Но, в жаркий летний день, густая крона платана спасет Вас от палящих лучей. 


Я слышала, что платаны, живут очень долго. Есть платаны, которым больше тысячи лет. Не знаю, сколько лет этому дереву….



Еще одно дерево, которое осенью сбрасывает листья – это фиговое дерево (figueira) в России, больше известное, как инжир. Первые листья на фиговых деревьях появляются в марте. И, почти сразу за листьями, появляются плоды. Но поспеет инжир только через 3-4 месяца. Все зависит от региона. На португальских рынках первый инжир появляется в конце мая. На прилавках можно встретить два вида: зеленый и темно-фиолетовый. И тот и другой инжир – сочный и сладкий. Первое время, инжир достаточно дорог – 4 евро за кило. Но, летом, цены падают, и килограмм инжира можно купить за 1,5 – 2 евро.  Моя соседка постоянно меня предостерегает: “Не ешь много, можно набрать лишних килограммов”. Но я пренебрегаю ее советами. Ем. И все-таки самый вкусный инжир – когда его сорвешь с дерева. В наших краях растет очень много диких фиговых деревьев. Они устраиваются там, где им удобно -  на скалах, на песке. Иногда, деревья растут прямо на обочине дороги. И ты мимоходом можешь сорвать несколько сочных, сладких ягод. В прошлом сентябре, прогуливаясь, мы, не думая, не гадая, собрали почти 5 кило инжира с двух деревьев. 

В одно время с инжиром, в Португалии начинает созревать другой фрукт. Нешпера (Nêspera или Мушмула японская). Это вечнозеленое дерево, которое португальцы привезли  из Японии. Маленькие желтые плоды поспевают в середине мая. И купить их на рынке можно до конца июня. До моего приезда в Португалию, я не пробовала эти маленькие фрукты. Вкус  нешперы очень непросто описать. Сочная, кислая, сладкая. Вкус одновременно напоминает грушу, ранетку, вишню и что-то еще. Единственный минус – плод маленький, а косточки у него довольно большие. Килограмм нешперы, в зависимости от времени стоит от 1 евро до 4. Нешперу привозят в Португалию и из соседней Испании. Как правило, плоды испанских фруктов больше размером. Но все же, маленькая португальская нешпера выигрывает во вкусе и свежести.

А вот по зеленому cалату, нельзя определить, какое время года в Португалии. Так как растет cалат здесь круглый год. Португальцы называют салат общим словом Алфасе (Alface), но существует множество разновидностей этого невероятно полезного и вкусного овоща. Я вспоминаю, как покупала в московских магазинах маленькие горшочки, с выращенными в них листиками салата, и как бережно укладывала, чтобы не помять их, или не заморозить и доставить домой в целости и сохранности. Никак не могу привыкнуть к тому, как бабушка, торгующая на нашем рынке своими овощами и фруктами, укладывает поверх салата яблоки. Мне кажется, что после такой упаковки, зеленые листья будут мятыми и негодными. Но, удивительное дело. Упругие листья салата выдерживают давление яблок. 

И вот он, мой прекрасный букет из салата ….. За этот букет весом больше килограмма, я выложила 80 центов.  

Круглый год растет в Португалии морковь, капуста, свекла, картофель. С последним, я испытываю некоторые затруднения. Что делать со всем этим картофельным разнообразием? Какую картошку, как готовить? Португальцы очень придирчиво относятся к картофелю. Покупают его большими мешками, при этом, долго допрашивая продавца, откуда товар. Один раз, в ресторане я наблюдала сцену, как португальская посетительница высказывала некоторое возмущение шеф-повару по поводу качества картофеля фри.  Она убеждала шефа, что гарнир, приготовлен из замороженного картофеля. Разгорелся спор. Собрался консилиум. Шеф принес уже нарезанный свежий картофель. Посетители стали щупать и нюхать брусочки. Кто-то спросил, из какого региона картофель. Выяснилось, что из соседнего. “Ни в коем случае! Не берите там!” – воскликнул один посетитель. Спор разгорелся с новой силой. У каких фермеров стоит покупать картошку для жарки, а у каких – только для супа. Пока обсуждали, картофель фри у всех остыл. Не знаю, родилась ли в этом споре истина. Но одно мне стало понятно – придется разбираться самостоятельно. Методом проб, ошибок и испытаний на моем терпеливом муже, я, постепенно разбираюсь, какая картошка подходит для жарки, какую – лучше сварить, а какую – потушить. Если я вижу на рынке какой-то незнакомый сорт, я просто спрашиваю продавцов. Многие торгуют тем, что сами выращивают. Поэтому продавцы прекрасно знают, что и как лучше готовить. 

Если Вы окажетесь на нашем рынке и захотите попробовать местной картошечки (все может быть), то спросите у продавца о способе готовки. Сделать это просто. Batata (батата) – картофель, способы готовки: fritar (фритар) – жарить, cozer (кузер) – варить, assar (асар) – жарить в духовке, запекать. 

Португальская картошка очень вкусная. Как, впрочем, и все другие овощи, которые Португальцы употребляют в пищу в больших количествах, в жареном, вареном, тушеном и запеченном виде.   

А вот привычную для нас  свеклу, например, многие местные жители едят сырой. Пару лет назад нас пригласили  на ужин португальские соседи. Мы были очень удивлены, увидев на столе, среди разных блюд, тарелку, с нарезанной дольками сырой свеклой. Это блюдо не было ничем приправлено. Но еще большее удивление у нас вызвал пятилетний мальчик, который ловко орудуя ножом и вилкой, уплетал сырую свеклу. При этом, он, как взрослый, покачивал головой, и повторял: “Очень вкусно, очень вкусно, рекомендую….” Мы вежливо последовали рекомендации юного гурмана и попробовали по кусочку. Оказалось действительно сочно и вкусно. 

Весь год в Португалии можно кушать апельсины. Растут они повсюду. Местные жители редко покупают эти фрукты, так как почти в каждом дворе есть апельсиновое дерево. 

Стоят апельсины  очень дешево. От 60 центов до 1 евро за килограмм. И все-таки самые вкусные апельсины в Португалии – зимой. Знакомая, у которой есть сад, объяснила, что с наступлением весны, апельсиновые деревья начинают забирать сок и вкус из плодов. Зато лимончики из ее сада в летнее время впечатляют и вкусом и размером.


На прилавках португальских супермаркетов еще можно встретить авокадо. Но сезон авокадо заканчивается. Зато уже начался клубничный сезон, который продлится  несколько месяцев. Вскоре за клубникой появятся первые не тепличные помидоры, потом абрикосы, потом персики. А с наступлением июня, начинается сезон черешни.  В июле будет виноград, в августе - красный сладкий перец, в сентябре - грецкие орехи, в октябре – киви....


Невозможно перечислить, все то,  что растет и цветет в Португалии. Все то, что радует взгляд или услаждает вкус. На это понадобится много, много страниц текста и фотографий. Но ни один текст, ни одна фотография не передадут Вам аромата океанского ветра с нотками сосны, эвкалипта, жасмина, розы, лимонного дерева….

Каждый день я смотрю на зеленые холмы из окна своей квартиры. Я привыкла, что они круглый год одного цвета. Меняются только оттенки зеленого. Мне нравится зеленый цвет.  Мне кажется, что он успокаивает. А Вам, какие цвета нравятся?



5 комментариев:

  1. Елена, может удавалось попробовать экзотические фрукты с Мадейры? Nespera (типа, нектарин+айва), anona (мякоть как заварной крем)...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Anona - нет, не пробовали. До Мадейры еще не добрались. А Nespera растет у нас буквально в каждом дворе. Мы нашли заброшенную кинту, там в конце мая собираем - очень вкусно. И на рынках продается.

      Удалить
  2. Зато у нас девушки в Сибири дольше стареют) И в снежки поиграть можно! Да и какой Новый Год без мороза и елки?!

    ОтветитьУдалить
  3. Мечтаю жить в португалии

    ОтветитьУдалить

Если Вы желаете высказаться, то Вам не нужна регистрация. Достаточно выбрать Анонимный, если Вам нравится оставаться Анонимом. Вы также можете комментировать используя свой профиль из социальных сетей или же ограничиться именем. Для этого можно выбрать опцию Имя/URL. По желанию, в графу имя вписываете Ваше имя и/или в графу URL - ссылку на Ваш профиль. Просьба учесть, что все комментарии перед публикацией просматриваются. Комментарии, содержащие рекламу и спам не публикуются.