Google

воскресенье, 13 января 2013 г.

Есть улицы нешумные





Я - продукт советской эпохи. Детство мое проходило сначала в хрущевской “однешке”, затем в “двушке улучшенной планировки”. Я привыкла к тому, что назначение строения, можно узнать по его архитектурным формам.  Вокзал это, детский сад, или жилой дом. Я привыкла к современным коробочкам, где без труда можно было определить: здесь расположен главный вход, тут - подъезд, а там - лестничная клетка.

Привыкла я и к широким и прямым, как стрела, многокилометровым проспектам, где водитель автобуса, казалось, может задремать между остановками. Из окна автобуса я с любопытством вглядывалась в окна “сталинок” и домов дореволюционной постройки, пытаясь представить себе их гостиные, столовые, 5 метровые потолки и метровые стены. Но, я не могла представить, какой архитектурный шок ждет меня в Португалии.


Когда мы впервые приехали в Португалию, то, как и все нормальные туристы отправились на прогулку. Но шумные площади нас не очень привлекали, а на вершине холма красовался замок, и мы решили отправиться к нему, наивно полагая, что вся дорога не займет у нас больше 20 минут. Мы будем идти по узким улочкам, и любоваться теми самыми типичными португальскими домиками, которые так часто изображают в рекламных буклетах.

Мы отправились в путь. Но улица, по которой мы пошли, вдруг, начала  с нами какую-то странную игру. Она постоянно изгибалась, ломалась и закручивалась, пытаясь увести нас подальше от цели. Сначала мы взбирались вверх, а потом семенили вниз…. Прошло уже минут 40, но замок не становился ближе. Я уж было подумала, что мы выбрали неверную дорогу, но местная девушка заверила нас, что все правильно. В итоге, дорога заняла больше часа. Я устало смотрела на все эти традиционные улочки, и они мне уже не казались такими “буклетными”. В голову больше приходили другие слова:  хаотичность, затертость, обшарпанность, кривизна, перекошенность…. Неужели здесь живут? Оказалось, что живут.


Португальские городки совершенно не похожи на другие европейские городки. Они не столь приглажены, аккуратны и элегантны. Здесь изогнутые балконы задрапированы сохнущим бельем. Здесь соседи по прежнему  делятся последними новостями и обсуждают политиков  из окон своих асимметричных домов. Здесь мягкий холмистый рельеф веками вносит коррективы в архитектурный облик.



Помимо того, что ландшафт неровный, так еще и места не так уж и много. И строить по португальским законам можно далеко не везде. Так что приходиться экономить. Встраивать, пристраивать, надстраивать, подстраивать, ну и другие, все возможные способы. Поэтому домики здесь кажутся приклеившимися друг к другу. А уж их геометрические формы неясны. И на первый взгляд не возможно понять, где кончается один, а где начинается другой.

Нам как-то довелось побывать в гостях в одном таком доме. Хозяйка долго вела нас из одной крошечной комнаты в другую. Мы то куда-то спускались, то ступеньки вели вверх. Комнаты все были разной высоты, и все имели разное количество углов, а иногда и закруглений. Я так увлеклась, что самостоятельно хотела открыть очередную дверь, но хозяйка вежливо меня остановила. Оказывается, за дверью начиналась уже чужая территория. Хотя снаружи все строение казалось одним целым. Нам объяснили, что когда-то вся земля принадлежала одной семье. На земле был построен дом. Семья увеличивалась, и в прошлом веке один из многочисленных владельцев продал свою часть.

Так вот и живут вторую сотню лет чужие люди под одной крышей. Время от времени они подумывают о том, чтобы продать свой дом, одновременно продолжая пристраивать маленькие комнатки на своих половинах. Кто знает, может продадим, а может и нет... Не продадим, значит дом достанется детям. И уж как они распорядятся....



Кое-кому, правда, удается продать. И, тогда новый владелец начинает тотальную перестройку. Несмотря на то, что вся начинка дома меняется, новый хозяин старается сохранить тот самый традиционный неповторимый португальский облик.




Не у всех домов такая счастливая судьба. Вот этот дом хозяева оставили еще во времена правления Салазара. Тогда многие португальцы вынуждены были уезжать из своей страны в поисках работы и лучшей жизни. Сейчас некоторые возвращаются на Родину, некоторые - нет. И который десяток лет ждут своих владельцев опустевшие дома. Они тихо смотрят на людей, вспоминая прошедшие времена, и c надеждой всматриваются в туманное будущее.


Прошло четыре года с того момента, когда я впервые увидела старый португальский город. Мое восприятие изменилось.  Каждый день я хожу по этим старым улицам. Они все так же пытаются завлечь меня в свои лабиринты. Я с любопытством всматриваюсь в эти старые и новые дома. Никак не могу привыкнуть, что столько истории вокруг меня. И теперь мне в голову приходят совсем другие слова: много пережившие, нарядные, удивительные, приветливые, загадочные....


Может Вы что-нибудь добавите?


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Если Вы желаете высказаться, то Вам не нужна регистрация. Достаточно выбрать Анонимный, если Вам нравится оставаться Анонимом. Вы также можете комментировать используя свой профиль из социальных сетей или же ограничиться именем. Для этого можно выбрать опцию Имя/URL. По желанию, в графу имя вписываете Ваше имя и/или в графу URL - ссылку на Ваш профиль. Просьба учесть, что все комментарии перед публикацией просматриваются. Комментарии, содержащие рекламу и спам не публикуются.