Google

среда, 23 марта 2016 г.

Огородные наброски

Унесся к каким-то другим берегам, и, надеюсь, надолго прибился там, проказник-ветер. На смену ему пришли утренние прохладные туманы и сумеречное стрекотание цикад. Вернулись на окна антикомариные сетки. Вернулись в сад стрижи. Вернулись соседи, что слегка недолюбливают португальскую зиму. А в некоторые мои мышцы и суставы вернулись почти забытые за несколько месяцев ощущения. Грядки, семена, саженцы, полив, уборка листьев, выдергивание травы…. Весна пришла в наши края.

Я все реже и реже присаживаюсь за компьютер. А когда все-таки включаю его, то сосредоточиться на буквах не могу. Они отказываются складываться в слова. Я пытаюсь собрать их во что-то толковое. Вот-вот, кажется, ухватила интересную идею, только потянуть, раскрутить, но…. поднимаю глаза и забываю про буквы. Вижу склон у гаража. Он давно не дает мне покоя. За дождливую зиму он зарос, не пойми чем. Какие-то ядовитые джунгли из дикой ежевики, крапивы и колючек, которые издалека, ошибочно можно принять за мох.

В прошлом году сын  подруги обманулся притягательностью зелени. Набегавшись и нагулявшись, он решил прилечь передохнуть на мягком, как ему показалось, ковре. Хорошо, что сделал он это не с разбега. И, хорошо, что производители спортивной одежды идут в ногу со временем. Или, даже, на полшага вперед. Во всяком случае, спортивные брюки, изготовленные из чего-то не стесняющего движений, не теряющего форму и позволяющего телу дышать, смогли также защитить это самое тело от сотни-другой колючек. Уколы-то случились, конечно, но, вот, заноз удалось избежать.

Подруга обещала вернуться в этом году и помочь мне со склоном, а я, не пойми зачем, отказалась от помощи, и заверила ее, что приведу все в порядок самостоятельно, аккурат к их приезду.

Я вновь откладываю, успевший за время моих раздумий задремать, компьютер, и иду в гараж. Там, вооружаюсь лопатой, граблями, секатором, тремя перчатками (пара - для себя и одна  - для Лаки). И со всем этим оборудованием мы поднимаемся на склон. Обещания нужно выполнять.
купить дом в Португалии

Угораздило же нас приобрести участок с такими перепадами высоты! Шесть метров. Так-то, на слух, цифра небольшая. Но, это, пока не поднимешься-спустишься несколько раз. С ведром, с лопатой, с шестилитровой бутылкой…. Ох, землю забыла! Опять вниз. Потом, опять вверх. Португальские горки. Крутые и стремительные. В том смысле, что ничего на них не держится. Все стремится вниз. Вода, земля, камни. Все скатывается и сливается. Сколько не лей, сколько не подсыпай.  

Хотя, с другой стороны, не мне сетовать. Здесь и покруче участки есть. У соседа и вовсе во владении - гора. Глина и камень. Как он с ней управляется нам неведомо. Может, он умудрился разбить там цветущий сад. Снизу рассмотреть невозможно. Сосед наш - человек закрытый, как и его часть горы. Своими секретами он делится крайне редко. Что, мне кажется, и хорошо. А то я, порой, путаюсь в этом мире полезных, но, зачастую,  противоречащих один другому, советов.

- Поливайте каждый день! - Ни в коем случае не поливайте так часто!
- Что же вы тростник не рубите? Он такой агрессивный. - А, зачем вы его срубили? Хоть какая-то защита от ветра была.
- Ветки обязательно нужно спиливать! -  Спилили уже? Жаль, жаль. Двор-то как на ладони. Вот, и предыдущий владелец все пилил и пилил, резал и резал. Такое красивое дерево, и ничего от него не оставил.
- Я бы, на вашем месте, сад разбил на центральном участке, а огород, в низинке….
сад в Португалии

Вот, ведь, прислушалась же я к этому совету. Нет бы, мимо ушей пропустить, как и другие. Прислушалась, и высадила лимонное дерево на открытой части, что мне под сад рекомендовали. В итоге, не выжило деревце. Растерзал его февральский ветер. Месяцем позже уже, от своей португальской подруги я узнала, что лимон - дерево нежное. Ветра боится. Что его нужно тщательно укрывать и прятать. За забором, может быть, или за какой-нибудь постройкой.

Стоило бы подумать, присмотреться, подождать пока подруга вернется из командировки. А я все никак не могу избавиться от этого желания - быстрее, быстрее, с кавалерийским наскоком. Купил дерево - ямку вырыл - высадил - жду урожай. Ну, когда же? Когда?! Португальская земля этого не понимает. У нее свои правила.

В конце января я посадила немного картофеля. Увидела, что Жузе высаживает, и тоже решила попробовать. Не то чтобы мне уж так картошки в рационе не хватает, или она дорого стоит. Вовсе нет. Картошки в Португалии невероятное количество. Сортов всяких. Круглый год можно купить. Несколько урожаев в году. Сажают осенью. Сажают в январе-декабре. Вот, сейчас, в марте, некоторые высаживают. Я, порой, не покупаю вовсе. То, Режина привезет от тети огромный пакет. То, Жузе принесет несколько кило.

Нет перебоев с картошкой. Но, вот стало мне  любопытно, как на нашей земле будет расти. Купила свой самый любимый сорт из Валаду душ Фрадеш, вскопала небольшой участочек, нарезала на половинки, разместила по лункам -  все, как Жузе и рекомендовал. И стала ждать. По прошествии двух недель заглянула посмотреть, ну как там оно? - Рано еще - сказал Жузе - Три недели нужно. Через двадцать один день ничего не появилось. Жду дальше. Тридцать один день прошел - нулевой результат. Сорок один - никаких изменений на поверхности почвы. Так, разная травка полезла. Еще через неделю взяла лопату. Дай, думаю, перекопаю все, потом что-нибудь  другое высажу. Подхожу, уже лопату занесла, вдруг, вижу - Вот она! Взошла! Через 48 дней. Нетороплива земля португальская.
что растет в Португалии, португальские овощи

А, может, тут дело и не в земле вовсе, а в землевладельцах, что не следуют четкому алгоритму - посадил, полил, помолился. Один из садовников, что в большом количестве заглядывали к нам позапрошлой осенью, на примере розы, продемонстрировал, как  и что нужно делать. Он ловко щелкнул секатором в нужном месте. Отрезанную веточку воткнул в землю. Поливать, правда, не стал (накануне прошел сильный дождь). Сложил молитвенно ладони, подняв глаза к небу. В такой позе постоял несколько секунд.

Не такая уж и замысловатая схема. Но, я все время что-нибудь, да не так сделаю. То, ладошки не сложу. То, на небо не посмотрю. А если уж подниму глаза, то засмотрюсь надолго и про все остальное забуду….

Как и сейчас. Уже минут пять разглядываю деревце, забыв колючую причину, по которой, собственно, я сюда шла. Вот, что быстро растет в Португалии, помимо колючек! И, даже без молитв. Во всяком случае, над этим деревом, мы никаких церемоний не проводили.

В прошлом году, в первом порыве всевысаживания, мы поставили небольшой эксперимент. Взяли несколько пластиковых бутылок, срезали верхнюю часть. Снизу проделали пару-тройку дырок, насыпали земли и воткнули в каждую по недавно срезанной веточке. С поливом я особо не усердствовала. Поливала, когда вспоминала. Может, раз в неделю. Поначалу веточки зачахли, листики пожелтели и мы подумали, что как руки дойдут, выбросим все. Но, где-то, примерно, через месяц, из сухого с виду, стебля, появился крошечный листик. Потом еще. Через четыре месяца, мы аккуратно срезали пластик и пересадили маленькие деревца в землю. Вот, что получилось из десятисантиметровой веточки через год с небольшим.
португальские деревья

Теперь это одно из моих любимых португальских деревьев. Причин такой любви достаточно. Круглый год зеленое. От него нет кучи сухих листьев в жаркую погоду. На нем распускаются симпатичные цветочки с приятным ароматом. Не требует никакого ухода. Все отрезанное и отпиленное идет в дело. Листья и маленькие веточки используются как зимнее укрытие для огорода. Ветви покрупнее - хорошие дрова. Быстро растет.
какие деревья растут в Португалии


Удивительно, при всех его плюсах, я до сих пор не знаю, как оно называется. Не имею представления, к какому классу или виду оно относится. Искала в португальском интернете, гуглила по фотографиям - никакого результата. Спрашивала у соседей - тоже ничего. Тогда, я отнесла это дерево к выдуманному мной классу Португальских Универсальных Растений - ПУР.

Представляю, как усмехнулся бы умудренный опытом садовод или нахмурил бы брови ученый ботаник, если бы, вдруг, услышал о такой классификации. А чтобы они сказали, если бы узнали, что в этом ПУРе у меня еще и трава с цветами?

Ну, а куда, мне, спрашивается их еще относить, если у них те же самые признаки? Название неизвестно. Круглый год зеленые. Поливать не нужно.
какие цветы растут в Португалии

И трава, и цветы удивляют своей неприхотливостью, живучестью и активностью. Время от времени мне приходится дергать и то и другое без разбора, так как с помощью своих коротеньких корней, растения буквально цепляются за все, что им попадается на пути. Камень, щебенка, песок. Дерево и даже металлическая сетка - тоже не проблема! Вот это приспособляемость к условиям! Человеку бы такую!

Эти цветочки и травка и станут решением для самой крутой части нашего склона. Никаких лунок и ямок. Выдернул с корешками, положил, куда нужно, присыпал слегка землей, постучал для верности маленьким совочком или ладошкой - и пронту!

Пока, правда, рабочий беспорядок, но, дайте время!
португальский сад

Со склона, где я сейчас стою, открывается великолепный вид на владения соседки Кристел. У нее никакого ПУРа. Все классифицировано. Все, продумано. Миндаль, грецкий орех, яблони, груши, кипарисы, магнолия, кедр, сосна, виноград…. Вот только огород у нее, как ни странно, не такой богатый.  Кристел говорит, что виноваты в этом кролики, мыши и почвы. Особенно,  последние. Они тут не очень. Ее подруга, что жила парой домов выше по нашей улице, перебралась в центр страны. Хотела выращивать овощи и ягоды, но ее участок сплошь состоял из глины. Пришлось ей подыскать что-то более подходящее для огородных дел. Сейчас она живет за Алкобасой. Там все лучше растет и плодоносит.  И океан подальше.

Что, правда, то, правда - океан не самый лучший сосед для урожая. Ветра, океанская соль и глина, Какой тут только нет! Каждый квадратный метр - разный. Желтая глина, красная глина, немножко зеленой, серая, смешанная с мелкими камушками и еще песок, для полноты палитры.

Год назад я не догадывалась о таком разнообразии. Не удивительно. Ну, что можно было рассмотреть под мощной зеленой шевелюрой, несколько месяцев не видевшей машинки? Прежде всего, нужно было убрать всю эту лохматость. Но, даже, несмотря на то, что травка, в конце концов, была коротко и аккуратно подстрижена, понять состав почвы все равно не представлялось возможным. Земля была настолько твердая, что лопата туда не втыкалась. Кто бы ни пытался это сделать. Тогда я взяла маленький топорик, и выколотила им  небольшую ямку.

С непривычки, дело с топором шло медленно. Да, и мышцы, прежде не знавшие подобной нагрузки, возмущались. Но, ничего. Зря я что-ли тратила когда-то время в тренажерных залах? Здесь, главное грамотно распределить нагрузку и составить схему тренировки - посильное количество подходов и повторений, чередующиеся с отдыхом. Так я и подружилась с топором. Нужная в хозяйстве штука! Больше я им, конечно, землю не колочу. Она теперь мягче стала после дождей и зимних укрываний. Но, первую свою посадочную ямку  для первого в моей жизни саженца я вырыла-выбила топором. Оказывается, его не только в кулинарии можно использовать…. Пойду  я спущусь вниз. Посмотрю, как там моя красавица. Колючки никуда не убегут. Тем более, подруга все время откладывает приезд. Успею еще….
фрукты в Португалии

Слива.  Мои глаза оторваться не могли от нежного сочетания белого и бледного,  хрупкого, зеленого. Мы тогда ехали не за деревьями. За продуктами. В супермаркет. Там и увидели распродажу саженцев. По 3.99 за штуку. Точнее, я увидела. И замерла. Олег так всегда говорит, когда ему приходится искать меня в отделах, где продают все для сада и дома - Опять замерла? Над чем в этот раз?....

Я думала, что слива не выживет прошедшим летом. Такая засуха была. Но, она справилась. Мы вместе справились. При помощи гота а гота (gota а gota). Что в переводе с португальского есть капельный полив. У некоторых знакомых, такие системы установлены по всему участку. Нам такая тоже в наследство досталась. Но, как и многое прочее, унаследованное, использованию она не подлежит.  Краны ее давно проржавели, шланги пришли в негодность, вышла из строя система управления. Океан, соль, ветер влажность, мыши опять же....

В очередной раз, нам на помощь, пришел Жузе. Буквально за две минуты он соорудил португальский вариант гота а гота. Простой и чрезвычайно экономичный - в пластиковую бутылку наливается вода, крышка завинчивается, пробиваются две дырки, бутылка и(или) бутылки кладутся под дерево.

Думаю, что изобретатель пластиковой бутылки не догадывался, какое широкое применение найдется его детищу в двадцать первом веке. Он и представить себе не мог, такое  инженерное решение, как гота-а-гота. И чтобы мне не говорил сосед с горы, в редкие свои вылазки-спуски. Какие бы страсти про пвх он бы мне не рассказывал. Как бы ни пугал неминуемой экологической катастрофой. Сколько бы не перечислял названия вредных химических веществ, содержащихся в пластике, я все равно пользуюсь этим, очень нужным в садово-огородных делах, изобретением. Выращиваю помидорную и огуречную рассаду, деревца и физалис. Что ни говори, а пересаживать из пластиковых бутылок гораздо удобнее. Разрезал и выбросил в специальный контейнер для пластика (не только  сосед думает об экологии!). В таких полубутылках у меня отлично растет укроп, редиска, лук, мята, базилик. А куда, скажите уважаемый борец за чистоту окружающей среды, мне набирать воду для полива? Машина у нас небольшая. Крупную емкость туда не поместить. Только несколько пластиковых бутылок....
португальские овощи и фрукты

Если бы не эти бутылки, в которые мы набираем воду из источника, что неподалеку от нашего дома, честно скажу, не знаю, как бы там у нас все росло и цвело засушливым и не очень богатым на туристов, летом. Конечно, нам приходилось экономить на многом. И, на поливе водопроводной водой, в том числе. Все-таки участок у нас не маленький. Две тысячи двести двадцать и еще два квадратных метра, если быть точной. Из водопровода поливать - накладно будет. Я и сейчас думаю об экономии. Средств и сил. Ну, зачем мне нужны на склоне за гаражом, цветы? Пусть останутся эти самые колючки. Они тоже симпатично цветут, желтеньким. Их и поливать не нужно. Растут себе и растут. И, что-то мне подсказывает, что сын подруги, вряд ли будет в колючки  прыгать, если приедет. Вырос уже. Давно ничего от них нет. Надо бы  написать, спросить, какие планы. И еще туристам ответить, что в конце марта планируют быть. И в блог что-то нужно написать. Не знаю, правда, что. Ладно, пойду, разбужу компьютер, может, получится все-таки что-нибудь набросать, про огород, может, про сад….
земля в Португалии, купить землю в Португалии

P.S. Ровно год назад я написала Садоводство по португальски. От чайника. История эта осталась, практически, незамеченной, как мне показалось. Во всяком случае, посещаемость в день публикации и на следующий, сильно не увеличилась. В комментариях и в почте стояла тишина. Вопросов про сад-огород в Португалии, я почти не получала. Да и то верно, кто к чайнику будет с вопросами обращаться. Но, между тем, этот рассказ про наше с Олегом знакомство с садоводством мне очень даже нравится. Что  бы я ни сказала про многое другое, написанное мной в этом блоге. Я, время от времени, его даже перечитываю. Мне забавно переживать те наши эмоции. Я улыбаюсь, когда вспоминаю, как мы искали садовников, как высаживали все подряд, как забывали, где и что, как из бычьего сердца волшебным образом, выросли томаты черри, а из салатных огурцов - корнишоны. 
португальские овощи, выращивать в Португалии, приобрести землю в Португалии

Я хорошо помню, как мы падали от усталости, как у нас не было сил, чтобы есть, пить или разговаривать после огородных работ. И, конечно, я всегда буду помнить, как я мечтала приобрести корзинку и наполнить ее урожаем. Но, закрутилась и не купила, и первый урожай был собран в тазик....

португальские фрукты

Пролетел год. Взошла картошка, взошел чеснок, проклюнулись виноградные листики, зажелтелась нешпера, разбежалась зеленью петрушка. Я, уже больше не ерничаю, когда вижу Олега с пилой или садовыми ножницами. А, лопата, и грабли, мне кажется, ему даже к лицу. Мне же, из садовых аксессуаров, больше идет  топорик, а также резиновые сапоги и шляпа с большими полями. Нет-нет, да и полюбуюсь своим отражением в окне дома. Органично смотрюсь. Но, я не только хорошо выгляжу в садовых декорациях. Я еще и не плохой собеседник. Мне больше не нужно изображать интерес, когда я встречаю того, кто страсть как любит порассуждать на тему огородничества и садоводства. Мне тоже есть, что сказать.  Вон, уже, сколько набросков сделала! Определенно, я уже не чайник. У меня и корзинка для урожая давно припасена. В ней, правда, пока только грецкие орехи от Кристел и тыква от Каземиры. Ничего. Пройдет какое-то время. Я выкопаю картошку, чеснок, нарву ароматных трав, что должны вырасти по соседству, соберу слив. Ну, а если, вдруг, что-то и не вырастет, то я не расстроюсь. Возьму корзинку и к уплю все это на рынке. А для всего остального у меня есть ПУР...
что растет в Португалии 

P.P.S. Небольшая просьба. Если, Вы дочитали до конца мои наброски, и, если Вам знакомо хоть одно из растений класса ПУР,  то не сочтите за труд, подскажите их названия. Я в долгу не останусь! Баночка ароматного джема - с меня
инжир сушить

Спасибо что прочли! 

Пока-пока и до встречи!


32 комментария:

  1. Прочла с удовольствием и узнала себя.:)
    Удивилась,думала, что уж в Португалии все растет само: только в землю воткни.
    Мой огород пока на подоконниках. Рассада перца, баклажан, томатов, астр. Для себя и друзей.
    Наломала в саду веточек сливы, сирени. Уже и почки набухли, скоро листики проклюнутся.
    Тороплю весну.
    Март в этом году злой, морозный, снежный. Поменялся местами с январем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, говорят, что так. Растет. Главное - соблюсти алгоритм и следовать природе.
      Мне теперь кажется каким-то чудом - на подоконниках огород вырастить.
      Скорейшего Вам, наступления весны!

      Удалить
  2. ПУР мне неизвестен, но очень хотелось бы познакомится)) Мне тоже такое надо)))
    Помню, как мучалась с тяпкой (это отличная замена топору), купленной в садовом магазине. А потом сосед отдал )безвозмездно, то есть даром) нам свою старинную. Тяжеленнаяяяя... Но эффективная. Магазинной пяткой надо махать и махать, чтобы ямочку вырыть (и к тому вемени у нас от усердия уже парочка сломалась), а этой - тяпнул раз, и полямы готово, тяпнул два - и яма есть! Какое счастье, что он нам эту тяпку подарил. Я даже сравнивала КПД этих двух тяпок. Соседская при всей своей тяжеловесности куда эффективнее. Но бицепсы я себе накачала огого...
    И вот корзинку теперь надо большую)) Я по недоразумению крохотную купила, так в нее только урожай клубники за день влазит. Какие уж там огурцы-помидоры.

    Домик у вас очень симпатичный. Мимими))
    И удачи с началом сезонных работ!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, я с радостью познакомлю! С ПУРом перебоев нет. Сейчас, ближе к лету, не будем высаживать, чтобы с поливом не заморачиваться, как говорят. А, осенью высажу веточки. И, если нужно - передам, может, с кем-нибудь.
      А тяпку толковую мы пока так и не приобрели. Но, соседка выручала много раз инструментом. Старым, но, надежным. Рыли, копали и прочее. Косу бы еще отбить - и большинство вопросов было бы снято))

      Удалить
  3. Лена, я как всегда, читала и переживала! И улыбалась, и нас, по сути только полгода как приехавших на землю, за которой лет 15 никто не смотрел, узнаю. И секатор/топор/грабли и мозоли на руках, и вездесущая ежевика... ой, как все близко!
    И каждый, ну просто каждый раз, как читаю тебя, хочется броситься в блог и писать-писать-писать, делиться и нашими земледельческими/переездными/насущными...
    А потом закручусь и лишь мысленно делюсь с тобой всем-всем... ой, как бы мне хотелось осенью вместо горячо нами любимой Испании к вам заглянуть в Португалию хоть на денечек, но у нас летнее пополнение семьи не знаю как обернется, и будут ли путешествия осенью)
    А фиолетовые цветочки похожи на остеоспермум. Другие на фотографиях не разглядела, может у тебя есть фото крупнее? Тогда бы я постаралась подсказать бы тебе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня! Джем с меня, как и обещала! Это они. Остеоспермум многолетний. Теперь найти португальское название не составит проблем. Спасибо тебе большое!

      А по поводу писать- не писать. Понимаю тебя. Когда все ярко. Вот оно, происходит прямо сейчас, то кажется, сейчас же нужно все записать, сесть и немедленно сделать, пока живо-живо. Потом, проходит время, затягивается паутинкой, случается что-то новое.... Собраться не так уж и просто. Я знаю. Сама хожу вокруг да около, и, порой, так все и остается в голове. А, уж, когда ожидается пополнение....
      Ничего, расскажешь мне, когда заглянешь в наши края. Или, я окажусь в ваших. Почему нет? Поговорим обязательно, я уверена! Здоровья тебе и всему семейству!

      Удалить
    2. О! Мы сладкоежки как Винни Пухи) за джемом и приехать можем))
      Рада, что помогла... я жуть как люблю ботанику всякую, мне в радость поискать ответы на ботанические вопросы.
      Да-да, и в наши края заглянуть надо, тут тоже хорошо. Я даже пешеходные маршруты организовать для больших любителей смогу ;)
      За пожелания здоровья отдельное спасибо, оно лишним не бывает, всегда к месту приходится.

      Удалить
    3. С джемами, вареньями и всякими соусами - проблем нет. Сейчас потихоньку доедаем прошлогодние запасы. Не за горами урожай грядущий. Таня! Я бы с удовольствием сама привезла. С доставкой, как говорится. Жаль только, пока ничего у нас с путешествиями не получается. Столько всего здесь нужно делать. Но, когда-нибудь - обязательно!

      Удалить
  4. Я совсем не огородник, но красоту Вашего участка и плодов Вашего труда оценить могу. Особенно мне огурчики понравились, Лена! В Англии почему-то существует только один сорт; я их монстрами называю (средняя длина сантиметров). PS Я сейчас тоже сажусь за компьютер, а сконцентрироваться не могу. Весна :)!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Самое забавное, что и я не огородник, Таня! Огородник из меня ну никакой просто. Видели бы Вы, как мы тут огородничаем. Сидим, обсуждаем по португальски несколько вечеров, что нужно отпилить три ветки. У нас прямо-таки дебаты разгораются. Потом мы водим, уже непосредственно вокруг этих веток хороводы, потом устаем хороводиться, отдыхаем, потом, вдруг, дождь....
      А огурчики - это я себе номером один поставила. Здешние я совсем не понимаю. Они тех же, видимо, размеров, что и у Вас, в Англии, и вкус их мне не очень.
      Весна, Таня, такая весна!

      Удалить
  5. Лена,

    А мне ПУР нравится! :) Как твоё название и как само растение.
    Я ещё оот садовник...Не очень разбираюсь, но люблю смотреть и наблюдать за чужими садами.

    А вы уже не чайники однозначно!
    Сколько всего у вас растёт :) Лена, видно, что вы с любовью к своему саду относитесь, вот у вас и результат такой хороший :) Пусть и не совсем "скоростной". Но ведь главнон - качество!

    Желаю приятного нового садового сезона!
    И отличного урожая :)

    ПС: очень огурчики понравились на фотографии - такие маленькие и пупочкой :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Огурцы, похоже, держат первое место)) Хоть и не доросли чутка до нужного размера.

      Таня, спасибо за пожелания! Мы и сами уже далеко не скоростные. Раскачиваемся. Я вот все семена перебираю, с места на место перекладываю. А, между тем, потеплело. Посмотрим, что там нам наступающий сезон преподнесет.

      Жаль чуть-чуть, что пропадает очарование ПУРа)) Раскрылась тайна цветов уже. Кстати, в твоем дворике такой ПУР легко может вырасти))
      Хорошего дня!

      Удалить
    2. Лена,

      Я с большим удовольствием посмотрю на ваш урожай в этом году, если ты захочешь с нами им виртуально поделиться :) Мне кажется, в вашей солнечной стране всё такой сочное и вкусное. Даже маленькие недоросшие огурцы ;)

      Удалить
    3. Таня, обязательно захочу! Вот, жду картошку. Кто бы раньше сказал - не поверила бы. Через месяц, думаю, можно будет что-нибудь показать. Картофелинку-другую или чесночинку. Может, даже, приготовить умудрюсь что-нибудь. Вот, у тебя, Таня, в рецептах поищу что-нибудь и приготовлю. Ох, и вкусно должно быть!

      Удалить
    4. Лена,

      Уже свой чеснок?
      Почему мне казалось, что его только осенью собирают?
      А молоденькая картошка, сваренная с укропом - это такая вкуснятина :) Мне сразу лето в деревне вспоминается! :)

      Удалить
    5. Таня, чеснок, как мне объяснил сосед, почти круглый год можно сажать. Просто, летом жарко и полив. А зимой - в самый раз. Мы его ни разу не поливали. Дожди идут - он растет. Никаких забот. Как и с картошкой. Но, сезон дождей потихоньку заканчивается. Так что посмотрим. Укроп еще не показался. Но, может, как раз вместе с картошкой и чесноком все будет. Ждем!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Елена. Может быть это мирт. У меня такой дома на подоконнике. Очень похож. И цветёт маленькими цветочками с приятным запахом. По-моему их даже употребляют в пищу. Очень красивый у вас сад. Ваши огородные потуги не пропали даром...У меня, например, ничего путного не растёт. Растения в моём присутствии только мучаются и хиреют. К огороду ещё нужна какая-то личная энергетика. Моя действует на растения губительно. Причём человеческие качества здесь не причём. Я давно-давно работала в одном НИИ, в одном кабинете со мной сидела женщина, не очень приятная в общении, но растения её любили. К ней все из дома приносили на излечение фиалки. Они просто рядом с ней стояли и за рабочую неделю оживали. В моём же углу выживали только кактусы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эдита! Интересную тему Вы затронули! Знаете, когда мы жили в московской квартире, я пыталась выращивать всякие цветы в горшках. Но, росли они из ряда вон плохо. Как-то раз мы уехали на полтора месяца, а все цветы я отнесла соседке, что жила за стеной. Возвращаюсь и вижу цветущий сад. Забираю все домой, довольная. И, представляете, все они со временем погибли, даже кактусы. Один за другим. Хоть у нас была хорошая, солнечная сторона. Теплая квартира. Я за ними ухаживала - но.... Здесь, вроде бы что-то начало расти. Не скажу, что все, что я посадила, но все же. Может, дело еще в энергетике самого места.

      Спасибо Вам Эдита! А про растения не переживайте сильно. У каждого все по-разному. Собакам и людям с Вами хорошо - это здорово!

      Удалить
  7. Как хороши огурчики, маленькие, с пупырышками, небось сочные и хрустящие... Мммм, как вкусно. Персики - замечательны, а инжир - просто объеденье! Как все замечательно выглядим, и уже тоже покупаю семена, заказываю саженцы в питомнике, даже виноградную лозу опять заказала (ту, что сажала в прошлом году - не выжила). Скоро-скоро лето. Короткое в наших краях, но такое долгожданное.
    Хорошего Вам урожая и интересных посадок ))). Потом напишите, как все получилось!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если уж от такого умелого садовода мои мини-огурчики получили похвалу, то у них точно, первое место, Спасибо, Лиля! Действительно, очень и очень приятно было читать! У меня остались эти же семена с прошлого года. Постараюсь их высадить пораньше. Припозднилась, вот и результат получился маленький. Жду, когда ночные температуры будут в районе 14-15 градусов. Вроде бы уже совсем скоро обещают.
      Жалко Вашу лозу. Но, что делать. Это все-таки экстрим в таких условиях. Думаю, что найдется сильная еще, подстроится под климат.
      Желаю Вам, Лиля, подходящей для садовых дел, весны! Про результат напишу обязательно!

      Удалить
  8. Как вкусно!!! А какие запахи. Давно не видела настоящих огурцов с пупырышками. Вы, наверное, настоящая стройная горянка. Так и вижу Ваш гибкий стан, когда Вы, как газель, бегаете по горным кручам с кувшином на голове. Пчёлка - писательница!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лола! Так, я давно не смеялась после прочтения комментариев! Стан мой изогнулся и затрепетал. Крылья завибрировали. Копытце выбило дробь. Огурцы - рулят!

      Удалить
  9. А я в этом году что-то вовремя подсуетилась, все семена высадила и, видимо, вовремя, потому что не успела оглянуться, как все взошло. Не на улице, пока в доме, в тепле.
    А еще мечтаю яблоньку, которую посадила, вырастить плоским деревом, часто такие в музейных садах здесь видели. Очень удобно урожай собирать! :)
    С бутылками - отличный лайфхак! Вроде как в нашем влажном климате не сильно-то и нужно не забывать поливать, но случаются периоды без дождя и летом приходится поливать практически ежевечерне. Лена, в бутылках дырки всего 2 пробивать или можно больше? Чем-то очень тонким? Впрочем, что я спрашиваю? Придет время - налью воды, да попробую!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, ты молодец! А я ничего еще кроме картошки и чеснока не высадила, весеннего, в смысле. У нас дождит, словно мы не в Португалии, а где-то в ваших англицких краях)) Только соберусь заняться посадками, в небо гляну - неее, не сегодня, подожду хорошей погоды. И так каждый день жду))

      А что касается дырочек в бутылочках. То, Жузе делал по две. Шилом. Чтобы быстро не вытекала. Капала потихонечку. Смысл в этом - медленно, но постоянно. Ты попробуй. Мало ли какие еще модификации можно придумать, что еще в голову постучится, какая идея-фикс. Делись обязательно! Хорошего нам урожая! Богатого!

      Удалить
    2. Да вам, небось, ничего в теплицы сажать не надо, все само растет в открытом грунте, только помолиться надо не забыть! :) У нас что ценное типа помидоров или огурцов предпочтительней в теплицах выращивать. Хотя, и то, и другое у меня в прошлом году и без теплицы плодоносило. Причем, не хуже, чем в теплице. Лучше всего мной приветствуются, конечно, огурчики с пупырышками. Какая прелесть, какие вкусные!
      И тебе богатого урожая с минимумом усилий! :) И чтоб было, куда его девать! А то я в прошлом году как бедный родственник со своими сливами, никому было не надо, соглашались принимать только в виде джема! :)

      Удалить
    3. Лена! Тут про сливы подумала. У тебя в семье соусы приветствуются? Я в прошлом году сварила китайский соус. Такой кисло-сладко-острый. Вещь! Но, я фанат всяких восточных и юго-восточных кухонь. К утке, к курице и свинине - великолепно! Одна маленькая баночка осталась. Для гостей берегу. И еще можно ткемали. Но, у меня не все травы есть. Подумай. Не разбрасывайся сливами)) Они тебе еще самой пригодятся.

      Удалить
    4. Пока помню. Лена, листья куста так на рододендрон похожи! Может, это из его семейства?
      Про сливу. Про соус ткемали я сама думала тоже. Соусы я люблю. Да-да, китайские блюда со сливовым соусом - объедение! Надо посмотреть, что надо для ткемали. Я наварила джема и целую полку сливы заморозила. Надо какой-нибудь пирожок испечь...

      Удалить
    5. С фотографиями я что-то намудрила. Зелени кругом много. Все зеленое, все сливается. Люди не могут рассмотреть. Трава с цветами вперемешку. Нужно будет все отдельно сфотографировать, чтобы было видно хорошо.
      Посмотрела, Ленуся, про рододендроны - нет, кажется, не они. Хотя, честно, могла ошибиться, называя деревом куст))

      А соусы у меня теперь одна из главных тем. Кроме слив, я еще из томатов варю. Этот держит первое место. Идет везде - в пицццу, пасту, в суп, в прикуску)) Что-то кушать захотелось))

      Удалить
    6. Лена, в Ирландии есть лес рододендроновый! Там такие махины!
      И хочу спросить, а у вас в Португалии томаты Раф есть, как в Испании? Темные такие, вкуснющие)))
      Я поняла, ты картофель в зиму сажала? Какие зимние ночные температуры у вас?

      Удалить
    7. Таня, про раф ничего не слышала. Может, есть, но название другое. Я посмотрю в португальском интернете.
      Картошку мы сажали в январе. У нас здесь. Я имею в виду, на возвышенности, у океана, немного теплее. Мы за две зимы в доме, заморозков не наблюдали. Градусник на улице ниже нуля не показывал. Картошка растет бодро. Вот сейчас я бы не стала высаживать. Сухой сезон близится. Полив отнимает много сил. А зимой и думать не нужно. Дождя и солнца в меру. Только прополка. Но, посмотрим, что вырастет. Не будем забегать вперед.

      Удалить
  10. Ярослава Яковлева25 апреля 2016 г. в 16:38

    Лена, прочитав эту статью, очень хочется сказать: "Вот оно счастье!" Умиротворение, приятные заботы, солнце, зелень, свежий воздух...Последнее время стала подумывать о покупке небольшого участочка, какую-нибудь сарайку можно позже смастерить...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Свежего воздуха и, правда, в достатке. Солнца, последнее время, даже слишком. Что-то жарковато для конца апреля. А заботы. Их много. Вы, Ярослава, верно написали - участочка. Ибо, чем участочек больше, тем, и забот. Я теперь думаю, я то ведь хотела еще больше!....

      Удалить

Если Вы желаете высказаться, то Вам не нужна регистрация. Достаточно выбрать Анонимный, если Вам нравится оставаться Анонимом. Вы также можете комментировать используя свой профиль из социальных сетей или же ограничиться именем. Для этого можно выбрать опцию Имя/URL. По желанию, в графу имя вписываете Ваше имя и/или в графу URL - ссылку на Ваш профиль. Просьба учесть, что все комментарии перед публикацией просматриваются. Комментарии, содержащие рекламу и спам не публикуются.