Google

вторник, 28 марта 2017 г.

На зеленой волне или путешествие из Португалии в Россию и обратно

С возрастом я нахожу в постоянстве все большую прелесть. Мне уже сложнее выбираться из привычного, перестраиваться и маневрировать. Нащупать ту самую тему для разговора после длительной разлуки — сложно. Вернуться в растерянную форму — невероятно сложно. Сорваться с насиженного места - архисложно. И в блог, после внушительного перерыва записывать, тоже сложно, оказывается.

Я и представить не могла, что мне придется прерваться на такой продолжительный срок. Бог ты мой! Да у меня впереди было четыре перелета в сумме дающие 20 часов, шестнадцать часов в поезде и целый месяц путешествия. Уйма времени! И, вот, поездка подходит к своему завершению, а я так и не написала ни строчки. Я смотрю на мигающий курсор текстового редактора, слушаю монотонный звук самолетного двигателя и думаю только о приземлении. Самолет, слой за слоем проходит облака. Они кажутся мне бесконечными. Я даже полосу прибоя принимаю за облако. Совсем близко от белой полосы заметны крошечные точечки. Нет, это не небо. Где-то там, среди черепичных крапинок затерялся и наш дом. Он такой маленький и отсюда мне его не рассмотреть, как бы я не старалась….

Саудаде. Моя подруга Тереза утверждает, что подобного слова нет ни в одном языке - Это не совсем ностальгия. И не в чистом виде тоска. И не грусть. Для грусти есть другое слово в португальском. Как и для печали. Это что-то такое особое португальское — объясняет мне Тереза — Не понимаю - Ну, представь, что ты надолго уезжаешь из дома, от тех, кого ты любишь. Что ты чувствуешь? - я представляю и чувствую, что щемит. Видимо, как-то так на русский переводится саудаде….

Похоже, что я заразилась этой самой саудаде. Я не хотела уезжать от маленького дома у извилистой разбитой дороги. Не то, что на месяц. На неделю не хотела. Как я оставлю зеленый холм стекающий в долину, аромат свежеиспеченного хлеба, ворчливый океан, дождь вперемежку с солнцем? Меня словно приклеило на супер клей к этому месту. Как я могу куда-то уехать от этого? А, Олег? Мы много лет путешествовали вместе. Не припомню, чтобы мы за двадцать с чем-то лет расставались больше, чем дней на десять.

Путешествие я откладывала до последнего, каждый раз перебирая причины — строительство изгороди, высадка деревьев и последующий уход за ними, встреча с друзьями, гипотетические февральские туристы. Все они казались мне вескими. Еще и Лаки. Вряд ли он понимал, что это за зеленая большая штука появилась в доме. Может, это какая-то веселая игра? Сначала в эту штуку что-то складывают, потом ее взвешивают, потом что-то оттуда достают и опять взвешивают…. Не забраться ли туда самому — Лаки! Мне нужно место под портвейн, сыр и шоурису! А вот собачья шерсть мне без надобности. Вылазь, давай! Задуматься только, двадцать три килограмма! Казалось бы достаточно. Но, когда начинаешь упаковывать чемодан, понимаешь насколько это мало. Папа и подруги в Новосибирске, семья Олега в Омске, друзья в Москве. Нельзя никого забыть. Но где взять столько места в одном единственном чемодане? Пожалуй, портвейн я оставлю дома….


Впереди целый месяц без копки, стрижки, распила, прибивания и прочих прелестей пейзанского существования. Радоваться бы. А, тут, вдруг, эта саудаде. Нет, хватит рефлексий. Попробую серфинг. Дождусь нужной волны. Поймаю баланс. Найду опору. Доски у меня, правда, нет, но сетка ограждения, что мы тянули последние две недели вокруг нашего участка, тоже подойдет. Она пружинистая. Оттолкнулся от нее как следует и бултых….

Я с головой погружаюсь в урбанизм. Пока-пока, буколика! В пятницу вечером я еще укладываю камни под новую сетку, а в субботу уже жду автобуса до аэропорта, нервно сжимая ручку зеленого чемодана — Мы тут деньги собираем — звучит за спиной на чистом русском — Не поучаствуете? Я обычно участвую, ибо верю в денежный круговорот — уходят-приходят. Но в этот раз не получается. Мой заботливый муж снабдил меня всякими мудрыми указаниями, типа — Не держи все деньги в одном месте. И, я, конечно же, следую инструкциям, раскладывая мелкие банкноты в рюкзак, косметичку, сумочку, какие-то карманы и кармашки. Операция проводится впопыхах, как, впрочем, и все сборы. Потому, я понятия не имею, где и сколько. Единственные 20 евро, про которые я точно уверена — в кармане пальто. Но они на билет в автобус и на прочие мелочи. Проситель грустно отходит от меня. И, буквально, через пару минут появляется другой. Этот недоволен. Ворчит и даже ругается. Меня окружают запахи. Выхлопные газы, парфюмерия, алкоголь, общепит, сигаретный дым….

Последнее пугало меня больше всего в предстоящей поездке. Дело в том, что одиннадцать лет назад я, неожиданно для себя, остановилась курить. Именно так. Остановилась. Не мучительно бросала и снова начинала. И вновь бросала. Нет. Такого со мной не случалось. Курила себе и курила лет двадцать кряду. До одного зимнего московского дня. Обычного серого и сырого. Я шла по улице. Впереди меня курил мужчина, позади - женщина. Запах был неприятный. Да что там. Отвратительный был запах. Я остановилась, чтобы пропустить женщину вперед. В этот коротенький момент, пока я пережидала, чтобы люди с сигаретами ушли подальше, отчетливая мысль посетила меня — Ты свое выкурила. Вечером того же дня за ужином я озвучила ее. На всякий случай, пачка любимого Dunhill осталась на подоконнике. Но, больше из нее я не взяла ни сигаретки. Тогда я еще не знала, сколько сэкономлю в будущем, в Португалии. Я и про Португалию ничего не знала. И сколько здесь стоит Dunhill не имела представления. Теперь-то знаю, что самая дешевая пачка сигарет в Португалии стоит дороже, чем бутылка вина. А две зависимости мне финансово не потянуть)) Не курить — в целом, хорошо. Одна проблема. Ты с трудом переносишь запах дымящейся сигареты….

Ничего, вон он, мой автобус. Совсем скоро большой боинг унесет меня и чемодан полный подарков по направлению северо-восток….

Давненько я никуда не летала. С 2012 года. Пять лет выходит. Столько всего за это время изменилось. Бронирование билетов уже показалось мне захватывающим приключением. Цены на перелеты менялись стремительно. В понедельник утром билет Лиссабон-Москва-Лиссабон стоил 380 евро. Вечером того же дня, система выдавала мне цифру 560. А на следующее утро я могла бы купить перелет за четыреста тридцать евро. Но, какой бы ни была стоимость моего планируемого полета, на странице поиска неизменно загоралось предупреждение о том, что на искомый рейс остались последние места.

Хитрости все это, я скажу. Самолет оказался заполненным на половину разве что. Полеты в феврале - не горячие пирожки и не беляшики с пылу и с жару. Очереди за ними нет. Много не накупишь. Но несмотря на уловки авиакомпаний, поиск и покупка авиабилетов мне понравились. Любой каприз за ваши деньги! Хочешь — путешествуй дешевле и без багажа, хочешь — с багажом. С дополнительным? Нет проблем! 55 евро за лишние 23 килограмма. Может быть нужно еще ручной клади? — Пожалуйста! Желаете место повышенной комфортности, чтобы вместить свои невместительные ноги? - Выбирайте! От 15 евро. Хочешь заказать специальное питание. Вегетарианское, быть может? Нажимай на кнопочки, отмечай опции.

Шестичасовой перелет мне тоже понравился. Несмотря на то, что летать я как-то не очень. С тех самых пор, как в небе между Прагой и Москвой мы попали в жуткую турбулентность. Нас тогда три часа трясло, роняло и подбрасывало. Натянутые улыбки стюардесс вряд ли могли подбодрить и успокоить. Кто-то выпил весь запас чешского алкоголя (еще разрешалось проносить и пить в самолетах), кто-то молился, кому-то было плохо. Паршивое воспоминание. Из тех, от которых избавиться невозможно. Как только очередной мой самолет отрывается от земли, оно тут как тут. Здрасьте вам! А, помните….

Обошлось. Трясло совсем чуть-чуть. Легонечко так, ласково. Зря, выходит, боялась. И про то, что все вокруг меня будут курить, а я буду задыхаться, тоже зря. Оказывается, курить в России запрещено во многих местах. Даже в подъездах. За это теперь штраф. Бедные, бедные российские курильщики.


- Ларка! Ну, скажи, как тебя Россия встретила? - спросила меня подруга. Лара — это прозвище мое, кстати, образованное от фамилии в далекие школьные годы. Приклеилось вот. Даже в Португалии некоторые так называют. Некоторые, даже, думают, что меня Ларисой зовут. А Россия меня встретила комплиментом. Девушка на паспортном контроле долго вглядывалась в фотографию в паспорте, сделанную в 2010 году — Изменилась? - спрашиваю — Совсем не изменились, Елена Валерьевна, только волосы отросли — Приятно, конечно, хоть и не совсем так….

И еще Россия встретила меня зеленым светом. Чтобы я ни делала и куда бы ни отправлялась. Самолеты приземлялись по расписанию. Багаж был в целости и сохранности. Автобусы и маршрутки в двадцатиградусный мороз приходили до того момента, как начинали мерзнуть ноги. На моем пути не случилось ни одной пробки. Меня радушно встречали, вкусно угощали, вызывали для меня такси и даже оплачивали его. Я была окружена заботой и вниманием. Люди на моем пути попадались исключительно вежливые и готовые помочь.

В паспортный стол, миграционное управление или как оно сейчас правильно называется я пришла на следующее утро после прилета — Когда был день рождения? - В 2014 году — Вам к начальнику!

Серьезный начальник строго листал мой заграничный паспорт, пристально изучая пограничные штампы — Когда въезжали последний раз? - В 2012 — Так, так. После 2012 не приезжали в Россию — Ни разу! - Штрафом не облагаетесь! Сейчас вам нужно сделать следующее….

Начальник, как не самой прилежной школьнице, медленно, по пунктам диктовал мне куда идти и что делать — Госпошлина по адресу…. Копировальный центр за углом…. Сфотографироваться можно в…. Если быстро, то сегодня все успеете. И, да. Проходите без очереди….

Я успела все и чуть больше. Видимо, это все зеленая волна, которую я поймала. С ее помощью я сфотографировалась, оплатила, прошла без очереди и разузнала, что это за загадочный такой закон о втором гражданстве. Давненько меня этот вопрос волновал. Выяснилось, что закон-таки касается и меня, хоть я и не являюсь обладательницей второго паспорта. У меня лишь вид на жительство — Не важно. Если не подадите уведомление о наличии такового, то при пересечении российской границы вас могут оштрафовать на 200 тысяч рублей. Поэтому, мой вам совет — Сделайте, тут ничего сложного нет.

И то верно. Двести тысяч мне и самой пригодятся. А подать уведомление о наличии второго гражданства или вида на жительство, как и сказал хороший начальник, было совсем простым делом. Скачать анкету, заполнить ее, приложить ксерокопии нужных страниц паспортов и вида на жительство. Взамен я получила корешок, который и должна буду предъявлять при выезде из России. Если, конечно, о таковом меня попросят.

Позже, в компании друзей и приятелей я делилась своими впечатлениями о том, как быстро работают в паспортном столе, и о том, какая милая девушка повстречалась мне на паспортном контроле, и о мгновенно выгружаемом багаже, и о вежливых водителях, и об открытых людях, и о приятной погоде - Так все замечательно — рассыпалась я, как, вдруг, услышала вопрос — А ты точно страну, где все это происходило, не перепутала? Посмеялись….

Нет, не перепутала. Ну, у меня же зеленая волна. С нее все кажется в розовом свете. Я, конечно, слышала жалобы, критику, недовольство тем или этим. Так, где этого нет? Где не судят и не сетуют? Там, где я сейчас живу, этого тоже в достатке. Я вот думаю, вот, если. Если бы мы бы чуть меньше тратили времени на критику и жалобы, а чуть больше на работу, увлечения, устремления или на тех, кто нам дорог. Может, тогда мир вокруг заиграл бы немного другими красками. Ну, в принципе, такое возможно?


Академгородок. Когда меня спрашивают, откуда я родом. Я всегда отвечаю, что из новосибирского Академгородка. Не из Новосибирска. Из Городка. Это замечательное место. Зеленое-зеленое. Так его и задумывали. Научный городок в сосновом лесу с институтами, университетом, домом ученых, ботаническим садом. Когда Городок строили, то ограничивали повороты башенных кранов, чтобы сохранить деревья. С жильем тоже все было продумано. Для академиков и член-корреспондентов — коттеджи на одну семью, для ученых рангом пониже — на две. Для серьезных докторов наук и, достойных кандидатов или начальников-директоров — полногабаритные квартиры. Для студентов и аспирантов — общежития. Ну, а для всех остальных — хрущевки. Красивые названия улиц. Цветной проезд, Академическая, Золотодолинская, Жемчужная, Морской проспект…. Если по нему идти никуда не сворачивая, то можно прийти к морю. С островами, как и полагается. Один из которых называется Тань Вань. Ребенком я называла его Тайвань. И думала, что это правильно.


На самом деле большой массив воды образовался в конце пятидесятых годов прошлого века, после строительства Новосибирской ГЭС. В это же самое время началось и строительство Академгородка. Папа одноклассницы рассказывал, когда Обь перекрывали, затопили несколько деревень. И с ними, деревенских кладбищ. В первые годы своего существования Обское море время от времени выбрасывало на берег… гробы.

Сама-то я этого ужаса не застала, так как появилась на свет десятью годами позже. Но хорор стори, прослушанная в тринадцатилетнем возрасте, произвела на меня такое неизгладимое впечатление, что я с тех самых пор боюсь заплывать далеко. Мало ли что там встретишь на глубине. К счастью, в Обском море ничего кроме водорослей и мазутных пятен, оставленных гигантскими баржами, мне ни разу не попалось.

Закончился Союз и вместе с ним куда-то пропали баржи. Вода в море, не поверите, стала чистой. Местами прозрачной. Да такой, что в ней появились раки. Экология, сказали, улучшилась. Чего нельзя было сказать о науке — главном достоянии Академгородка. Молодые и не очень, ученые, разъезжались кто куда. Одно время поговаривали, что пятьдесят процентов программистского состава, работающего на Билла Гейтса — выпускники НГУ. Вполне может быть. Академгородок с момента своего появления магнитом притягивал талантливых, неординарных, веселых и находчивых. Что они тут только не организовывали. Капустники, квн, маевки, концерты, конкурсы красоты….

В конце шестидесятых в Городке был знаменитый клуб-кафе Под интегралом. Там и проходили конкурсы красоты. На одном из которых школьница по имени Ирина и по фамилии Алферова выиграла титул Мисс Пресса. Весной 1968 года в этом клубе выступал Галич. Это было его единственное публичное выступление в СССР. Видимо в клубе стало слишком много вольнодумия, что через какое-то время он прекратил свое существование. А здание отдали под столовую. Сейчас здесь банк, на котором, я слышала, висит мемориальная табличка. Слышала, но сама не видела. Все вокруг засыпано. Нет, завалено снегом. Снег, говорят сибиряки, как начался в октябре, так и шел до самого моего приезда.


Сибиряки, кстати, постоянно занимаются хайкингом. Хоть и мало кто догадывается об этом. С осени и до весны под ногами то растает, то замерзнет, сугробы, кочки, лед. Упасть — раз плюнуть. При такой подготовке, уверена, что любой бы мог стать нашим туристом. Жаль только про Португалию мало кто знает. В смысле, люди, конечно, слышали о такой стране, но, когда говоришь, откуда ты, собеседник слегка морщит лоб — А что там, в Португалии, кроме футбола?….

Нынешние сибирячки одеваются ярко — пуховики, ботинки, изготовленные по технологии Gor-Tex, унты, шубы, шапки. Не могу удержаться, чтобы не примерить что-нибудь меховое. Когда-то у меня тоже были шубы и шапки из меха. Как давно это было….


Куда бы я не пошла, я повсюду встречаюсь с воспоминаниями. Даже гигантские торговые центры, высотные дома, широкие дороги с пробками, странного вида постройки, частично заменившие сосновые леса не смогли убить особую академовскую атмосферу. Я пробираюсь по узкой тропинке между снежных стен к дому, где когда-то жила наша семья. Здесь как-будто ничего не изменилось. Тихо. Людей совсем мало. Те, которые встречаются улыбаются и здороваются. Если не смотреть на припаркованный Лексус и пластиковые окна, то можно представить, что ты совсем в другом времени. В том, где мы бегали на дискотеки, концерты, в кино. В том, где невыносимая легкость бытия….


- Хотела бы вернуться? - спрашивает меня знакомая - я ненадолго задумываюсь. Перед глазами пролетают картинки моей любимой золотой осени. Я даже запах ее чувствую. Но сейчас март. Я его никогда не любила — Нет….

Папа. Мой папа верит, что миром правит любовь. А еще в то, что главная задача каждого человека - самосовершенствование. По этим пунктам у нас с ним разногласий нет. Но, по разным, другим, случаются. Мы ведем всякие тихие кухонные споры. В основном, теологические. Иногда, папа аккуратно заговаривает со мной политике. Интересуется, как оно там в Португалии отношение к разным вопросам — У меня на все один ответ - политика и хорошая еда несовместимы.

Мой папа очень занятой человек. Он учит стихи. Знает их так много и на любой случай у него есть пара тройка четверостиший — Мозг нужно тренировать! Но и тело тоже. Три раза в неделю папа посещает спортивный зал. С детства он занимался спортом. Когда-то лыжи были его главной страстью. Но после шестидесяти он переключился на пауэрлифтинг. Это Вы, наверняка, знаете, когда жмут, приседают и делают становую тягу. В шестьдесят восемь он взял и выиграл золотую медаль на чемпионате Евразии среди тех, кому за 45. По вечерам, перед сном папа читает и смотрит на телефоне ролики из youtube. Спортивные или оздоровительного характера.


Когда я заболела (в феврале и марте в Сибири со мной всегда это случалось) папа подбирал мне оздоровительные рецепты — Лена! В Одноклассниках написано, что куркума и мед — лучший природный антибиотик! - Пойду, куплю куркумы, раз в Одноклассниках. Сил нет лежать — отвечаю я с французским прононсом. Я уже и забыла, как это - сильно болеть. Кажется, последний раз насморк у меня был лет шесть назад. В Москве. Дышится с трудом, говорится с трудом, вкусов не чувствую, голова, как колокол, желания встречаться с кем-то нет. Моя любимая подруга пытается меня развлечь — Обзвоню одноклассников, соберемся — Ну, куда я в таком состоянии? Я обижаюсь на волну, что взяла и сбросила меня посреди моего путешествия, резко скорректировав все мои планы. Отменяется и поездка в Омск. Меня спасают дневные разговоры с папой, вечерние, с двумя дорогими мне подругами, ночные — с Олегом и письма от тех, кто иногда читает мой блог — Не случилось ли у меня чего? Не нужна ли мне какая-нибудь помощь….

От такой душевной терапии (ну и от рецетов из одноклассников, разумеется) хочешь-не хочешь поправишься. Как только ко мне возвращается вкус и обоняние, я начинаю все пробовать — Лена! Попробуй яблоки! Они краснодарские! Попробуй сгущенку! Это же наше, российское, со знаком ГОСТ! - В эти моменты папа звучит очень гордо. Экзальтированно как-то звучит. Я, конечно, пробую и не только то, что предлагает мне папа. Его рацион ограничен фруктами, овощами, орехами и крупами. В ближайшем будущем он планирует полностью перейти на сыроедение. Я же пока нет. Я пробую российскую моцарелу, маасдам, соевый соус, мороженное без гмо, мраморную говядину, медальоны из свиной вырезки, фермерские яйца…. Мне все интересно. Но не все эксперименты я стала бы повторять. Майонез от счастливых курочек точно бы не стала больше пробовать. История про куриное счастье меня не впечатлила. Какая-то она неправдоподобная. Счастливые курицы, я знаю, ходят по двору у Жузе. У них там раздолье, травка, кукуруза и никакой химии. Желтки у яиц из под этих курочек оранжевые и очень очень вкусные. И майонез домашний из них тоже получается вкусный, и многое другое.

А мясо мне понравилось. И свинина и говядина. Мраморная, конечно, дорогое удовольствие. Но свинина для запекания за 350 рублей показалась мне вполне приемлемым вариантом. И буженина из нее вышла шикарная.
Незабываемое впечатление оставил алтайский мед и кедровые орехи! Оторваться от таких деликатесов не было сил. А цена! Килограмм орешков продавался за каких-то восемьсот рублей. Для сравнения, в Португалии пакетик 125 грамм стоит 8 евро. Порадовала скумбрия холодного и горячего копчения. В Португалии рыбу не коптят….

Конечно же, я много сравнивала и сопоставляла. И не только цены и качество. Свои ощущения здесь и там. Я отчетливо поняла, что мне тесно в квартирах и в домах. Даже в больших, с семиметровыми потолками. Мне не хватает свободы. Той, когда выходишь из дома, а под ногами земля и вокруг тоже земля. И небо. И поле с дикой травой. И еще мне не хватало свежести. Это зимой-то, в Сибири)) Скажи мне кто-нибудь о таком раньше, не поверила бы. Но, после пяти лет жизни в прохладных португальских жилищах, 26-27 градусов в квартире — это слишком….

Как-то незаметно пролетело три недели. Готовы были все мои документы. Выпито все португальское вино из винного магазинчика. Выброшены ненужные вещи из папиной квартиры и взамен куплены новые. Пора было собираться в дорогу. Уложить подарки и гостинцы. Забронировать билет на следующий день. Дождаться нужной волны, поймать баланс, найти опору….


— Ленушка. Как один день. Так ты редко приезжаешь….

Я обнимаю папу. Чертова саудаде! Она и здесь меня достала! Таскается за мной как приклеенная! Я беспомощно оглядываюсь в поисках чего-то хоть отдаленно напоминающего пружинистую сетку. Мне нужно от чего-то оттолкнуться. Как назло ничего подходящего вокруг. Ну, что за аэропорт такой! Киоски с сувенирами, массажные кресла для уставших пассажиров, окно. За окном такси. Оттолкнусь от него. Не самый мягкий старт получится и, как следствие, приземление, но на безрыбье, как говорится….

— Папа! Мне пора. Я приеду еще так много раз, что успею надоесть. Ты иди! Такси тебя ждет….


Бултых. И я приземляюсь в Москве. Тут мне не до саудады. Из-за каприза волны, у меня вместо запланированных пяти дней, остается всего два, за которые мне нужно успеть сделать многое. Но, самое главное, мне нужно разобрать наши вещи, что хранятся у очень хороших людей уже пять лет. Я и не помню, что там.


В зоне прилета — хаос из автомобилей, людей и багажа — Куда прет? Мужик! Ну, ты че тут встал? Давай, давай! Сам пошел! - Уж и не знаю как, но меня высматривают и выхватывают из этой кучи-малы. Я не жду ни секунды. Мы мчимся по шоссе притормаживая лишь под напоминания о камерах. Может, для современных москвичей этот бардак и есть своеобразный порядок. Измени все и кто знает, понравится ли….


Москва — город стремительный. Люди здесь живут, работают и отдыхают также. Стремительно и на широкую ногу. Через каких-то полчаса я уже за вкусно-вкусно накрытым столом. Раньше говорили в Греции все есть. В Москве тоже неплохо скажу я Вам. И мартовские грунтовые помидоры и кролик и молодой картофель с зеленью и шоколад ручной работы, который даже в руки брать жалко, не то, что кушать. Настолько филигранно выполнены фигурки. И огромный диван в моем распоряжении и, даже, джакузи. Я наедаюсь и высыпаюсь, как младенец. И, полная сил, успеваю сделать за один день то, на что планировала четыре.


Мне остается совсем немного - оттолкнуться еще один разок. Не так-то это просто, скажу я Вам, стартовать с мягкого дивана. И от джакузи тоже трудно и от всяких деликатесов, и от заботы, и от внимания — не просто от всего этого уезжать. Но, я уже человек привычный — осмотрелась в поисках подходящей волны, поймала баланс и бултых….


Волна подняла меня и два моих чемодана и покатила. Сначала до Лиссабона, затем, до Сан Мартинью, откуда до родной Венда Нова рукой подать. Вот она, черепичная крыша, кривая дорога и радостный лай вперемешку с поскуливанием. Сейчас я мягко скачусь по теряющей свою силу воде и приземлюсь на сетку, ну, или на пушистый газон перед домом. Но, серфинг — штука непредсказуемая. В последний момент, моя волна, видимо, попав в колею на разбитой дороге, неожиданно ломается и сбрасывает меня. И я приземляюсь не совсем там, где планировала. Не на гибкую сетку нового ограждения. Запнувшись, волна ощутимо прикладывает меня об огромные корни-щупальца большущего дерева, что сдавили-смяли-забили одну из канализационных труб. В этот раз одной заменой труб вряд ли обойдемся. Возможно, понадобится менять всю систему. Но для начала нужно все отрыть, отпилить и отсоединить искореженный и сплющенный пвх от въевшихся в него корней — Ничего, как-нибудь справимся — говорит Олег — Главное, что ты наконец-то дома.
- И то верно — отвечаю я, выбираясь из только что выкопанной ямы. Разгибаюсь и потираю затекшую поясницу. Далеко-далеко в синем небе растворяется белая полоса самолета, что улетел курсом может на северо-восток, а может, еще в каком направлении….



С благодарностью всем, кто повстречался мне на пути серфинг-путешествия! Спасибо, что сделали его безмятежным и незабываемым! Ну, и, конечно, спасибо Вам, что прочли!




Пока-пока! Увидимся!

46 комментариев:

  1. Лена, в очередной раз, прочитав на одном дыхании, получила море удовольствия от этого. Спасибо. И я рада , что Вы все свои дела решили у нас с лёгкостью.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Таня! Да, такое удивительное вышло путешествие. От изгороди до корня)) Его бы отпуском именовать, да есть у меня уже такое название....

      Удалить
  2. Лена, как здорово, что ты дома! С щемящим сердцем читала строки... и Академгородок, и Москва... все вперемешку, а так отзывается. И сложно сказать, где именно и чем... но посты твои удивительно перекликаются с моим настроением)
    А корни и ямы... куда уж без них - зато когда-то будет ровно и гладко) И вино вот оно, португальское, рядом) Ах, Порто Руби захотелось))
    А у меня маленькая радость - у меня первые гости!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это еще Омска не было! Вот, тогда была бы перемешка, Таня))
      На гладкость уповаю. С волной же вышло. С корнями и подавно разберемся))
      Поздравляю с первыми гостями! Лиха беда начала, как говорится.

      Удалить
  3. Как же так получилось , лара , что ты была в соседнем доме и даже не позвонила?!))))Ты сильно меня этим опечалила)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я приеду еще так много раз, что успею надоесть)) Серьезно, Оль, не переживай даже, повидаемся обязательно.

      Удалить
  4. Лена!!!

    Стоило мне о тебе подумать, а тут раз - и новости от тебя :)
    Я рада, что ты дома уже и что твоё путешествие прошло хорошо :)
    Очень тебя понимаю. Мне иногда стыдно говорить и признаваться, что мне мой дом на Родине уже не дом и что там чувствую себя в гостях. Уютно, сытно, хорошо...но не дома.

    Очень-очень рада тебя читать! :)
    Обнимаю :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. До чего же хорошо, когда о тебе думают! Спасибо, Танюша!
      А я, знаешь, всегда была бродягой. Приезжаю в любое место и через пару дней начинаю его обживать - типа дом. Но, сейчас как-то иначе вышло, хоть и душевно очень.

      Спасибо тебе, Таня!

      Удалить
  5. Лена, прочитала на одном дыхании. У меня еще очень свежи воспоминания о моей недавней поездке в Россию.
    Это совершенно два разных измерения две страны. И с каждым годом все труднее сорваться с места. Срывают обычно необходимые важные дела,близкие родственники.
    Но неожиданно для себя вливаешься в знакомую до боли среду, но все равно ищещь точку, от которой можно оттолкнуться и оказаться в доме, который дорог тебе до щепки.
    С возвращением!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "До щепки" - в точку, Галя! Для меня, с моим деревянным домом, деревянным гаражом и кучей деревьев вокруг - особенно. Спасибо! Дома хорошо. И хорошо, что время от времени есть важные причины, что вытряхивают тебя с насиженного места. Нужно смотреть на картину с разных точек - увидишь больше.

      Удалить
  6. Прочла с огромным удовольствием! Спасибо за "зеленую волну")))))Добра и здоровья!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. От всей души, спасибо, Вероника! Всех Вам благ!

      Удалить
  7. Маршрут проложила, теперь надо выполнять обещания и сделать посещения Родины, по-возможности, регулярными! Как перенес разлуку ваш Счастливчик? Удивился твоему возвращению?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот, если бы я в такой шапке заявилась, то точно бы удивился. А так, переживал, скулил и пару дней не отходил. Ну, а потом пообвыкся и вернулся в накатанную колею - баловству и мелким безобразничаньям)) Ездить нужно, но вся эта джет лег....

      Удалить
  8. Какой у Вас папа молодой, Лена! Он совсем не выглядит за 45! Привет ему из Англии и пожелания активного долголетия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня! Бальзам папе на душу! Спасибо! Я, вот, уж и думать боюсь, что с ним будет, когда он полностью перейдет на сыроедение))

      Удалить
  9. Лена, с возвращением! На днях тебя вспоминала))
    Саудаде, она (или он?) такая, что из дома не хочется никуда. И в то же время хочется мир посмотреть, столько всего не видела.
    п.с. Предлагаю таки привлекать Лаки к копке нужных ям и труб))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Оль. Со мной также. Я, даже, здесь в гостях долго не могу быть. Тянет домой. Это, может, болезнь какая? Посмотреть теоретически много что хочется. В одной Португалии столько всего не видела. Вместо чего сижу в своих корнях и трубах))
      Эх, если бы Лаки мог корни разгрызть! Вот, тогда бы была помощь. Но. Нет Не заинтересовался.....

      Удалить
  10. Лена, здорово написано. Самое для меня главное, что я почувствовала какую-то теплоту к стране, в которой живу, что не всегда бывает у тех, кто давно обосновался в других странах. Наверно та волна, что вас сюда занесла, была ещё и очень тёплой и не остыла от местных морозцев.
    По себе знаю, как всегда приятно возвращение домой, даже если поездка была супер-пупер восхитительной.
    Кстати, в следующий раз приезжайте попробовать продукты в Краснодарский край. Нет, фрукты нашенские по всей стране разъезжаются, а вот того же майонеза вкусного я ни в Москве, ни в Питере не встречала (видимо сами тут местное съедаем, ни с кем из других регионов не делимся). Недавно муж ругался, что купила колбасу не из нашего региона (он работает специалистом на разных пищевых предприятиях Края и ценит только то, что видел в процессе производства).

    P.S. А сыроедением увлекался один знакомый. Два года у него это продлилось, пока не появилась дочь. Они её изначально записали в вегетарианки, пока вся семья не взбунтовалась, что ребенок не виноват в причудах родителей. В результате в семью вернулись давно забытые продукты и о недавней сырой гречке пришлось забыть (но, как мне кажется, там об этом не жалеют)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Может, волна, а, может, и тепло людей, которых я встретила во время поездки. Я все благодарила за помощь, а мне отвечали - Да, о чем ты! Если не помогать, то как же тогда жить?....
      Я думаю, что у всех и у каждого свой опыт, свои воспоминания. Иногда, они печальные или грустные или болезненные. Сложно.
      Мне повезло, есть те, кто меня там ждет, и по кому я скучаю.

      Спасибо, Галина за приглашение! Никогда не знаешь))
      На сыроедение не планирую переходить. Даже, на вегетарианство. Иногда, задумаюсь. Но, нет, понимаю, что не готова пока.

      Удалить
  11. Какая прекрасная лирическая зарисовка, Лена!
    Читая ее, сама перенеслась в свои воспоминания - когда-то я работала в Академ Городке. Приятно было узнать, что там многое изменилось в лучшую сторону.
    Папой твоим просто была сражена. - каков богатырь! И в какой прекрасной форме! Наверное очень мотивирует иметь таких родителей, ведь правда?
    А что до саудаде, то я ее пока не встречала :-)
    Я очень люблю куда-то уезжать, а потом назад возвращаться, перебирать фотографии и читать ещё и ещё о тех местах, в которых была. Хотя и возня с трубами у меня тоже присутствует - только что наконец третий приглашённый слесарь с инфракрасным сканером наконец нашёл внутри стен и починил крошечную утечку воды, которая стекала в подвал под бамбуковый пол, и из-за неё образовывалась ядовитая плесень.
    2 месяца ушло на сии поиски, но течь печинена, и как говорила моя бабушка, "баба с возу кобыле легче", а я уже вглядываюсь вдаль навстречу новым путешествиям :-)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, спасибо! Признаюсь, что не все внешние изменения мне по душе. Но, все меняется. Хотелось бы тебе этого или нет. Про науку поговаривают, что нет прежнего развития....
      С мотивацией не все однозначно)) Папа - интересный у меня и мотивирует молодежь, с которой вместе занимается. Люди к нему прислушиваются, я знаю. Но у меня всегда и на все есть своя точка зрения)) Вот, с детства такой вредный характер - все по своему нужно))
      Где бы нам здесь найти сантехника со сканером поблизости. Скольких бы лишних движений можно было избежать. Очень надеюсь, что к вашему с Даниелем приезду, наш вопрос с трубами будет-таки решен. Ну, или хотя бы основная часть)) Ждем вас.

      Удалить
    2. Лена, да я уже собралась сама покупать такой сканер! Устала иметь дело со всеми этими латинос-plumbers. Все хотят денег, за три, что переступил порог, уже надо им платить минимум $50. Оба предыдущих пришли к выводу, что грунтовые воды поднялись, и теперь всегда будет вода в подвале стоять. Я им толкую, мол, где же логика? Зима-то была практически бесснежной, всего два мощных снегопада да две серьёзные грозы. С чего грунтовые воды-то поднимутся?
      И ведь у них у всех есть лицензия на этот тип работ. А логика для них - нечто незнакомое.
      С другой стороны действительно в бетонном основании дома могла образоваться трещина, и тогда надо будет пол снимать, стены ломать, долбить бетон и по новой заливать....
      Если обратиться в приличную фирму просто за консультацией, то за визит прийдется выкладывать огромную денежку.
      Пересмотрела на интернете массу сканеров, уже приготовилась выкладывать денежки, думаю, сама как-нибудь разберусь, а как раз подруга позвонила и порекомендовала своего слесаря.
      В общем удалось разделаться с проблемой средней кровью :-)

      Удалить
    3. Насчёт "все делать по-своему" у меня тоже есть грешок. Вечно за бунтарку слыла. Стала заниматься волейболом в 6-м классе, и вплоть до 20-летнего возраста, пока не родила.
      Чего только моя мама ни предпринимала, чтобы меня из той секции выжить! В ее понятии было, что все спортсмены дураки, "пока они руками-ногами машут, умные дети книги читают".
      А я ей парировала, мол, я и в школе отлично учусь, и музыкальную хожу, и прочла книг больше всех в нашей школе ( я там библиотекарше помогала, и таскала оттуда книги тоннами, она мне разрешала брать все, даже те книги, что только для учителей.) Оставь меня в покое. Таки выдержала осаду :-)))
      Если сказать честно, благодаря спорту смогла выдержать столько ударов судьбы. Это такая прекрасная отдушина!

      Удалить
    4. Понимаю. Очень понимаю, Ира. Не знаю сколько здесь стоит такой сканер и по карману ли он нам. Подозреваю, что не очень, если у лицензированных сантехников такой штуки нет. Но, много-много инструментов в нашем хозяйстве появилось как раз по той самой причине, что какие-то вещи можешь сделать лучше, чем приходящий специалист. Не все, разумеется. Не требующее высокой квалификации и особых умений. Так у нас вышло с травой. Тут, кругом все нанимают. Участки большие. Мы тоже так делали, а потом потихоньку сами приспособились. Большая экономия выходит и на своем участке знаешь уже как и что. Пилу вот пришлось купить. Теперь сама могу всякие ветки пилить и на дровишки их распиливать. Копать умею. А на днях меняла на кухне трубу. Стоит вроде пока. Не течет. Чует мое сердце - сама превращаюсь в специалиста))

      Удалить
    5. Пропустила твой комментарий, Ира! Спортсмен - дурак - это стереотип. Спортсмен спортсмену рознь. А, бывает и физик - дурак или поэт. Все зависит от точки рассмотрения)) В юности я сказала одной приятельнице - выйду замуж за спортсмена. Она мне ответила - они все тупые! Я, таки вышла, ибо никогда подруг не слушала, не только родителей:)) О чем ни разу за 22 года не пожалела.
      Сама я со спортом не очень. Но меня окружают очень спортивные мужчины. Это, видимо, моя отдушина:))

      Удалить
  12. Здравствуйте, Елена!
    Меня зовут Ирина.Хотелось бы задать Вам один вопрос. Мы собираемся путешествовать по Португалии на авто. Подскажите, пожалуйста, трасса А4 от Амаранте до испанской границы через Браганса оплачивается кредиткой(налом)или с помощью Via Verde? Заранее спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Ирина! Нам не довелось еще проехаться по этой трассе. Не знаю, какими портажень PORTAGENS ELETRÓNICAS оборудована данная трасса. Посмотрите у них на сайте. Там есть англоязычная версия. Все написано, как платить и где. Насколько я знаю, когда берут машину в прокат, то авто оборудовано специальным датчиком. С таким датчиком Вам останавливаться и оплачивать проезд на трассе не нужно. Все делается после. Гляньте здесь http://ascendi.pt/en/portagens-electronicas/ Хорошего путешествия!

      Удалить
    2. Елена, спасибо за подсказку, посмотрим. На машине будем ехать из России, так что датчика нет и брать его в аренду не планировали, чтобы не заморачиваться с оплатой. У Вас в блоге нашли много интересной информации. Спасибо. Всего доброго! Ирина.

      Удалить
    3. Если датчика нет, Ирина, то тогда Вам нужно будет останавливаться для оплаты на трассах, которые оборудованы такими специальными кабинками. Левая, зеленая полоса - не Ваша. В остальных можете платить либо наличными, либо картой. В некоторых кабинках - люди, принимающие оплату, в некоторых - терминал. Когда подъезжаете, то смотрите вверх, над каждой кабинкой нарисовано - человечек или монетки. Есть трассы, где нет пунктов приема. Там номер Вашей машины считывается автоматически. В этом случае после путешествия лучше платить в любом отделении почты. Достаточно назвать номер Вашей машины. Уверена, разберетесь!
      Спасибо Вам!

      Удалить
  13. Лена, очень рада, что у вас все хорошо - так долго не было постов и ответов, мы уже начали волноваться. Но хорошо, что все хорошо и поездка в Россию оставила приятные впечатления :-) но дома, думаю, лучше - в Португалии точно :-) солнечной и теплой весны вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! Я, сегодня утром о вас вспоминала. И, что не ответила. Начало марта выдалось уж очень активным. Все по инерции на той волне нахожусь. Пора сбавлять обороты. Обязательно напишу! Спасибо! Думаю, что у вас весна тоже солнечная и теплая)) До скорого!

      Удалить
  14. Евгений Бородин9 апреля 2017 г. в 06:23

    Лена привет. Браво!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет, дорогой! До чего приятно, что заглянул.

      Удалить
  15. Лена. Прям захотелось в Португалию:))) а вы с мужем не думали гастрономические туры организовать? Порто попить и вкусненькой что нить покушать:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы, честно скажу, много что думали. Но организаторов здесь разных сейчас пруд пруди. Мы решили не форсировать. Пока пешие прогулки, а дальше жизнь подскажет))

      Удалить
  16. Лена, ты так красиво написала о поездке в Россию, что мне и самой туда тоже захотелось :) Два с половиной года в родных городах не была.
    Папа у тебя - молодец. Мое восхищение! А он к тебе в Португалию в гости не приезжал пока?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя! Спасибо! Нет, папа отказывается пока. Говорит, что ждет, когда мы построим гостевой домик. Ну что делать, нужно строить))

      Удалить
    2. Хороший мотиватор папа придумал, чтобы вы гостевой домик поскорее построили :)

      Лена, а вид на жительство у вас постоянный уже?
      А когда ты в следующий раз в Россию приедешь, тебе снова надо в миграционную службу идти, чтобы на учет вставать?

      Удалить
    3. Да, порой, мотивация заявляется откуда никто и не ждал))

      Вид на жительство у нас постоянный, Галя. Что до похода в миграционное управление, то очень надеюсь - не понадобится. Во всяком случае, согласно ныне существующему закону, такую бумажку нужно выправить единожды и предъявлять при выезде из России (если спросят). Так мне было сказано. Если не появится других законов или поправок каких....

      Удалить
    4. Законы и поправки довольно неожиданно возникают. лично мне их сложно отследить)

      Я когда последний раз в Россию ездила - у нас тут обсуждали только постановку на учет в местном консульстве, что именно эту бумагу с собой возить надо. А про учет в миграционном управлении никто и не слышал. А потом люди штрафы начали получать. А просто потому что не знали о новом законе.

      Как бы все это отслеживать, чтобы после поездок на родину ни под какие санкции по незнанию не попадать..)

      Удалить
    5. Кто его знает, как повезет:)) Если серьезно, то нужно мониторить. Мне эта тема попалась, когда она только начала муссироваться в средствах, так сказать. Я поволновалась, взяла на заметку. В сети много всякого и всему верить нельзя. Нужно на месте узнавать, мне кажется. Ну, и без зеленой волны, сама понимаешь, Галочка, никак))

      Удалить
  17. Ярослава Яковлева7 июня 2017 г. в 16:25

    Ну, Елена, Вы прям Куприн! В конце статьи заметила, что у меня даже рот приоткрыт и глаза "пучу от интересУ"! Как же интересно Вы пишите! Хотя этот комплимент Вам часто пишут поклонники! Но что поделать, если это правда! А я вот побаиваюсь съездить на малую Родину (Томск). С одной стороны, также как и Вы, ничуть не жалею об отъезде, но с другой стороны, слишком много связано с эти городом и я не знаю какая у меня будет реакция ...Я ОЧЕНЬ за Вас рада, что Вы прижились в Португалии и там Вам дышится легче, это очень важно и хорошо! Нужно быть счастливым здесь и сейчас, а не где-то гипотетически...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ярослава, за такие слова! Честно говоря, пишут мне редко. Особенно последнее время. Поэтому в виртуальной тишине очень и очень приятно прочитать комментарий. Да еще такой. Спасибо, что находите время и, что понимаете!

      Удалить
  18. Ярослава Яковлева7 июня 2017 г. в 16:31

    Елена, еще хотела сделать комплимент Вашему отцу. Выглядит просто супер. Я, обычно, сначала смотрю фотографии, а потом читаю текст, и я уж никак не ожидала прочесть, что это Ваш папа. Что называется "респект и уважуха"!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ярослава! Я ему скажу, чтобы он нашел время и заглянул все-таки в мой блог. Хотя бы ради комментариев))

      Удалить

Если Вы желаете высказаться, то Вам не нужна регистрация. Достаточно выбрать Анонимный, если Вам нравится оставаться Анонимом. Вы также можете комментировать используя свой профиль из социальных сетей или же ограничиться именем. Для этого можно выбрать опцию Имя/URL. По желанию, в графу имя вписываете Ваше имя и/или в графу URL - ссылку на Ваш профиль. Просьба учесть, что все комментарии перед публикацией просматриваются. Комментарии, содержащие рекламу и спам не публикуются.