Долгое время я была уверена, что именно непосредственная близость к океану определяет силу ветра. А Сан Мартинью ду Порту был для меня одним из самых ветреных мест Португалии (не считая Мыса Рока, конечно). Особенно эта разница ощутима в летнее время. Куда бы мы ни отправлялись из своего городка, везде было теплее. И нигде мы не ощущали такой мощи ветра, как в наших краях.
Но, куда бы мы ни уезжали, и как бы долго не путешествовали, мы всегда торопились вернуться в маленькую гавань, где нас ждала прохлада и свежесть. И мы тоже радовались встрече с ней, потому что полюбили этот колючий морской ветерок.
Мы торопились вернуться домой, когда были на севере Португалии. И даже чудесные ковры из цветов и удивительная местная архитектура, не могли заставить нас оставаться там дольше одного дня. Слишком уж там было жарко. Мы спешили покинуть Лиссабон, где к жаре прибавлялась столичная суета. Мы с радостью покидали Тумар, Баталью, Лузу, Фатиму, Синтру…. Мы хотели домой, к ветру.
Но, жизнь не перестает удивлять. На прошлой неделе мы побывали в одном португальском местечке, откуда бежали в свой городок за…. теплом. Да, мы нашли место, где даже летом ветер дует такой пронизывающий, что хочется одеть и толстовку, и куртку, и даже шапку. И находится это место совсем не рядом с океаном.
Если отправиться из Сан Мартинью по национальной дороге N242 до пересечения с N8, далее по N8 проехать 20 километров на юг, затем по N115-2 15 километров на юго-восток. Затем еще 8 километров в этом же направлении по N366 до пересечения с N115-1. В конце концов, можно добраться к подножию горы под названием Монтежунту (Montejunto). Двигаясь по дороге N115-1, нужно обращать внимание на слегка стершиеся указатели Serra de Montejunto, и следовать им. Еще семь километров по петляющей и узкой дороге, где с одной стороны будет каменная отвесная стена, а с другой – очень крутые склоны, и Вы наконец-то прибудете в пункт назначения.
Зачем же забираться в такую глухомань? – Возможно, спросит кто-нибудь. Я бы назвала несколько причин. Первая – с горы Монтежунту откроется великолепный вид. Вторая – чистый воздух и нетронутая природа. А третья – Вы узнаете, как в Португалии делали лед. Давно делали, до появления электричества и морозильных камер….
Да, как-то мне раньше не приходилось задумываться, как жилось людям без холодильников в летнее время. Особенно в жарких странах. Понятно, что как-то ухитрялись. Бакальяу засаливали, хамон на солнце вялили, яйца луковой шелухой красили, колбасу коптили. Справлялся как-то простой народ и без кубиков льда и желе. Но, те, кто имели деньги, всегда стремились к роскоши. А в 18 веке, лед и был такой роскошью в Португалии.
Для португальского королевского двора долгое время лед привозили с севера страны. До 1782 года. Именно в этом году, на горе Монтежунту, в шестидесяти километрах от Лиссабона открылась фабрика льда. Такое расстояние позволяло значительно снизить расходы на перевозку. Это ведь не с севера страны 300-400 километров везти. Добавить к стоимости перевозки, стоимость самого льда. Дороговато получалось. Даже для королей.
Кстати сказать, какой-то определенной цены на лед в то время не существовало. Цена была договорная. Как нам рассказал смотритель Фабрики, ни в одной исторической книге о стоимости не сказано. Упоминается только, что лед ценился на вес золота….
Сдается мне, обеспеченным человеком был Жулиан Перейра ды Каштру. Именно он выстроил ледяную Фабрику на северной стороне горы Монтежунту и монополизировал производство и поставку льда.
Лед производили только зимой. Когда ночная температура опускалась до -1 -5 градусов. Технически, все было устроено довольно просто. Воду добывали из колодца. Чем-то мне это производство напомнило, добычу соли в Португалии.
Ослик вращал специальный механизм, который поднимал ведро с водой. Дальше, по желобу, вода стекала в большое каменное хранилище.
Из хранилища, вода перетекала в неглубокие каменные ванны. Именно в них и происходил процесс превращения воды в лед. Глубина таких каменных ванн была не больше 10 сантиметров.
Ослик вращал специальный механизм, который поднимал ведро с водой. Дальше, по желобу, вода стекала в большое каменное хранилище.
Из хранилища, вода перетекала в неглубокие каменные ванны. Именно в них и происходил процесс превращения воды в лед. Глубина таких каменных ванн была не больше 10 сантиметров.
В течение ночных часов вода замерзала. За процессом следил специальный человек. Задолго до наступления рассвета, смотритель должен был предупредить работников Фабрики, что лед готов. Для этого у него был специальный рог, чем-то напоминающий охотничий.
Заслышав звук трубы, невейруш (neveiros) - так называли тех, кто делал лед, собирались на фабрике.
Работенка у невейруш была еще та! Они собирали тонкие пластины льда в корзины и переносили их в специальное хранилище, где формовали лед в бруски. Вся работа делалась голыми руками. А холодные бруски переносили на спине. Единственной защитой от льда, были смягчающие подушки из шерсти. Но, к концу дня и подушки и вся одежда невейруш промокала. Каждый ледяной брусок тщательно оборачивался в ткань и солому. Примерно, таким образом.
Вес такого брусочка - 16 кг. Затем ледяные бруски укладывали в каменную яму, глубиной 10 метров.
Яма находилась в помещении, снаружи напоминающем часовню. Толстые каменные стены, предохраняли замерзшую воду от таяния. Вокруг хранилища высадили каштаны. Деревья располагали очень близко друг другу. Из-за чего им приходилось вытягиваться вверх, где развесистые кроны смыкались, образуя плотную зеленую стену, не позволяющую ни одному лучику солнца коснуться каменных стен.
Дальше логистическая цепочка выглядела следующим образом.
На спину ослика грузилось несколько брусков. Опять ослики! Никакой другой транспорт на этих крутых горных дорогах не прошел бы. Только копыта этих выносливых животных не боялись слякоти и прочих зимних метеорологических явлений, сильно снижающих коэффициент сцепления c дорожным покрытием. А дорожки в те времена были не такие, как сейчас. Сплошные камни.
У подножия горы, где горная тропинка переходила в проселочную дорогу, ослика запрягали в тележку, тележку заполняли ледяными брусками. И караван отправлялся в путь к побережью. Последний этап перевозки - лодка. На лодке лед пребывал в Лиссабон. Львиная доля замерзшей воды уходила на нужды королевского двора. Но, небольшая часть отправлялась в хранилища, принадлежащие владельцам популярных у аристократии кафе. И небольшое количество льда оставалось на нужды госпиталей.
Но, вернемся в наши дни, на гору Монтежунту. Уже сто лет лед здесь не производят. Больше не встретишь на каменистых тропинках осликов, тянущих груженные тележки. И не услышишь звуки трубы, созывающие работников на ледяную фабрику. Но по-прежнему, как и сто, и двести, и тысячу лет назад, на горе Монтежунту господствует ледяной северный ветер.
Почему он так полюбил это место? Кто знает. Может, его привлекает высота этой горы - 666 метров. Может, ему нравится обтачивать каменистую почву. А еще, мне кажется, здешний ветер не терпит другого шума. Поэтому здесь почти не встретишь машин. На верху никто не живет. Ветер надежно охраняет пещеры, озера, руины монастырей. Разве что редкий турист заберется в эти края, чтобы полюбоваться открывающимися видами. Но, особо долго здесь не задерживается. Ветер ему не позволит.
И нам не позволил. Мы немножко прошлись по одной из туристических тропинок до смотровой площадки.
Постояли некоторое время, рассматривая открывшуюся панораму, и быстренько пошли к машине. Красиво, конечно, но пора домой. Слишком уж здесь ветрено....
Вес такого брусочка - 16 кг. Затем ледяные бруски укладывали в каменную яму, глубиной 10 метров.
Яма находилась в помещении, снаружи напоминающем часовню. Толстые каменные стены, предохраняли замерзшую воду от таяния. Вокруг хранилища высадили каштаны. Деревья располагали очень близко друг другу. Из-за чего им приходилось вытягиваться вверх, где развесистые кроны смыкались, образуя плотную зеленую стену, не позволяющую ни одному лучику солнца коснуться каменных стен.
Дальше логистическая цепочка выглядела следующим образом.
На спину ослика грузилось несколько брусков. Опять ослики! Никакой другой транспорт на этих крутых горных дорогах не прошел бы. Только копыта этих выносливых животных не боялись слякоти и прочих зимних метеорологических явлений, сильно снижающих коэффициент сцепления c дорожным покрытием. А дорожки в те времена были не такие, как сейчас. Сплошные камни.
У подножия горы, где горная тропинка переходила в проселочную дорогу, ослика запрягали в тележку, тележку заполняли ледяными брусками. И караван отправлялся в путь к побережью. Последний этап перевозки - лодка. На лодке лед пребывал в Лиссабон. Львиная доля замерзшей воды уходила на нужды королевского двора. Но, небольшая часть отправлялась в хранилища, принадлежащие владельцам популярных у аристократии кафе. И небольшое количество льда оставалось на нужды госпиталей.
Но, вернемся в наши дни, на гору Монтежунту. Уже сто лет лед здесь не производят. Больше не встретишь на каменистых тропинках осликов, тянущих груженные тележки. И не услышишь звуки трубы, созывающие работников на ледяную фабрику. Но по-прежнему, как и сто, и двести, и тысячу лет назад, на горе Монтежунту господствует ледяной северный ветер.
Почему он так полюбил это место? Кто знает. Может, его привлекает высота этой горы - 666 метров. Может, ему нравится обтачивать каменистую почву. А еще, мне кажется, здешний ветер не терпит другого шума. Поэтому здесь почти не встретишь машин. На верху никто не живет. Ветер надежно охраняет пещеры, озера, руины монастырей. Разве что редкий турист заберется в эти края, чтобы полюбоваться открывающимися видами. Но, особо долго здесь не задерживается. Ветер ему не позволит.
И нам не позволил. Мы немножко прошлись по одной из туристических тропинок до смотровой площадки.
Постояли некоторое время, рассматривая открывшуюся панораму, и быстренько пошли к машине. Красиво, конечно, но пора домой. Слишком уж здесь ветрено....
Лена,
ОтветитьУдалитьЕщё один замечательный рассказ!
Спасибо :)
У ветра большая сила! а на высоте 666 м он должен себя чувствовать королём!
Пока читала про Фабрику, перед глазами мелькали кадры из старого фильма: семейная история... отец нажил состояние на изготовлении льда...Но увы, никак не могу вспомнить название фильма, ни актёров...
Танюша! Добрый день! Ветра у нас здесь!
УдалитьФильм никак не припомню. Заинтересовалась. Нужно погуглить. Да уж, сейчас льдом состояния не нажить. У всех свои мини-фабрики есть.
Хорошего тебе дня!
Леночка, у англичан тоже при каждой богатой усадьбе был пруд и ice house. Зимой в пруду заготавливали лед и складировали его в этих специальных домах. В Англии, конечно, было намного легче заготавливать лед, чем в жарком климате Португалии.
ОтветитьУдалитьИ как люди раньше жили без холодильников?... :)
Да, Лена! Без некоторых вещей могу легко обойтись. Без телевизора, например. Но, без холодильника - не представляю! Знаешь, вспомнила, как в моем детстве, в Сибири, сетки авоськи с продуктами замороженными вешали за окно. Пельмени, мясо. Тогда еще стеклопакетов не было. Рааз - в форточку, за замочек сетку зацепил. И пельмешки морозятся. Тогда у нас еще крошечный холодильник был с малююсенькой такой морозилкой. Мало что туда помещалось....
УдалитьЛена, Лена, и я помню! Мы жили в Питере в коммуналке и папа смастерил ящик, который с улицы как-то там цеплялся на подоконник, в нем зимой хранили масло, мясо и т.п. Ведь на пельмешки и прочие съедобности вполне могли прилететь проголодавшиеся птички!
УдалитьА потом, когда появился холодильник, сколько себя помню - раз в месяц разморозка, мытье... ужос!
Но все равно холодильник и кондиционер - это сказочное благо, почти что волшебство в жарком климате, дааа.
Точно, Лен, птички. Мама их как-то пыталась контролировать. Но, не всегда получалось. А мытье - ужас и был. И разморозка. И постоянно у нас тот холодильник ломался. А ремонт стоил бешеных денег. И мастера не дождаться было. Вот ведь жизнь была....
УдалитьДобрый день!
ОтветитьУдалитьЖиву постоянно в Швеции, родилась и выросла в самом красивом городе России - Санкт-Петербурге...Мы с мужем не туристы...мы путешественники...объездили Францию, мою любимую Испанию...в этом году решили отпраздновать некоторые юбилеи... в Виламуре...я стала готовиться...заказала книги...смотрю интернет...Так нашла твой чудесный блог.../сорри, на "ты".../...Читаю...кое что записываю...рецепты, например...Испанский, английский у меня есть...так что, думаю, языковых проблем не будет...
Хорошего дня! Наташа
Приятно познакомиться, Наташа! Без проблем на "ты". Кому и как удобно общаться. Это у меня с португальским еще бывают проблемки. Здесь тоже есть и "ты" и "вы". И с грамматикой иногда путаюсь с обращением и временами. Вот как в английском хорошо - you, и никаких проблем!
УдалитьРада, что информация полезная нашлась. С английским здесь не должно быть особых проблем. Для путешественников особенно. Уверена, что поездка получится незабываемой. Если будут какие-то вопросы - задавай. Я стараюсь отвечать, особенно если ответ знаю. Бывает только не всегда быстро отвечаю, по-португальски в общем.
До встречи и хорошего дня!
Лена, спасибо за путешествие и познавательный (как всегда) рассказ!
ОтветитьУдалитьА скажи, в Португалии, значит, тоже хамон - нац.блюдо? Не знала, невежда )) И еще, португальский хамон вялится на солнце??
Нила! Да, здесь тоже популярно. Мне кажется, что не так, как в Испании. Но, могу ошибаться. В магазинах тоже продают ноги впечатляющих размеров. Называется по португальски Presunto. Есть всякие выдержанные сколько-то месяцев. Не думаю, что на солнце вялят. Нет, в роликах, что видела - засыпают специями, потом оборачивают в ткань и как-то хранят. Когда-то вялили на солнце. В старые времена.
УдалитьЯ тут больше на ветчину подсела. Но, надо бы и хамон местный распробовать как следует.
Спасибо за ответ, Лена,
Удалитьмы хотим насладиться плодами моря в Португалии...будем жить в квартирке, сняли уже...
В Испании самый, самый хамон jamon iberico de bellota...из свинюшек, которых желудями вскармливают...серрано после него не идёт...
Хорошего дня!
P.S.: в Швеции все на "ты"...от мала до велика...форма на "вы" встречается лишь в классической литературе...
Наташа
Наташа! Как здорово, что в Шведском так упростилось. А в Бразилии наоборот, оставили форму вы. Моя знакомая из Бразилии использует только вы. Говорит, что в Бразилии давно уже на ты не разговаривают. Надо бы в Бразилию поехать. Интересно. А в Швеции мы были в Стокгольме. До сих пор вспоминается старый город, хоть и 16 лет прошло. Карлсон еще живет на крыше?
УдалитьПопробуйте персебеш в Португалии. И моллюсков. А чтобы настоящий рыбный вкус, то рыбу лучше покупать не выращенную. Дороже, но вкуснее. Надо бы мне про рыбу написать....
Наверное живёт где-то Карлссон...Стокгольм я люблю...работала в шведской фирме в Санкт-Петербурге...часто ездила в командировки...а Поселилась сначала в Гётеборге, сейчас вот мы переехали на юг Швеции, Хальмстад...Мой муж датский викинг...но человек лета...Со временем хотим жить на две страны - Швецию и Испанию...
УдалитьНасчёт еды - самую вкусную варёную ветчину ела во Франции...надо попробовать в Португалии...Спасибо за советы, сейчас прогуглю персебеш...
На следующей неделе едем в Смоланд, на родину Карлссона и Астрид Линдгрен...будем праздновать Середину лета или Ивана Купала по нашему...
Жду пост про рыбу...
Всего доброго/Наташа
Наташа, у меня здесь подробно довольно про португальский персебеш http://www.to-portugal.ru/2014/04/Chto-poprobovat-v-portugalii-percebes.html
УдалитьХорошего путешествия. И, Карлсону большой привет перевайте! Про рыбу задумалась.
УдалитьСпасибо большое.
УдалитьВсего доброго/Наташа
Значит, название больше с итальянским прошутто схоже, чем с испанским хамоном. Не знала, что в старину на солнце вялили, прямо открытие для меня )
ОтветитьУдалитьА на какую ветчину ты подсела, на вареную?
Нила! Вяление — один из самых древних способов консервации продуктов. Может, не хамон, может, как-то по другому называлось. Суть в том, что тонкие полоски мяса после просолки вывешивали на открытом воздухе, лучше всего на ветру. Желательно повыше. Иногда обкуривали дымом от насекомых. Но это уже полукопчение.
УдалитьРыбу и до сих пор так вялят. И здесь в Португалии, и в Тайланде. У меня дед так вялил рыбку прямо на балконе. Вкусно было.
А ветчина мне нравится вареная. Хотя, нужно еще распробовать, что есть в магазинах и на рынках.