Google

среда, 13 ноября 2013 г.

Что попробовать в Португалии – сыр и хлеб



Обычно, когда меня спрашивают, что обязательно нужно попробовать в Португалии, я советую попробовать морепродукты, Бакальяу или знаменитые пирожные Паштеиш ды ната. Но, сегодня мне хочется рассказать Вам, уважаемые читатели о португальском сыре и хлебе. 

Почему? Ну, во-первых, этим продуктам много тысяч лет. Их знают все. Эти названия нам привычны с самого детства. Но не только поэтому. Дело в том, что пару дней назад мы встречались с нашим добрым другом Дэвидом за ужином. К ужину, Силвия, жена Дэвида, испекла вкуснейший хлеб с травами и чесноком и купила на местном рынке домашнего сыра. 

Мы отламывали кусочки ароматного хлеба, пробовали сыр, запивали домашним вином и говорили о…. еде конечно. А о чем же еще говорить за ужином…. 

Так вот, Дэвид недавно в очередной раз вернулся из Англии, и очень сокрушался, что английская еда сейчас совсем не та, что была еще 15-20 лет назад. Родители Дэвида занимались фермерством. И он прекрасно помнит те времена, когда мясо было мясом, молоко – молоком, а хлеб – именно хлебом, а не сложным соединением усилителя вкуса, эмульгатора и какого-нибудь, прошу прощения, стабилизатора. 

Да, времена меняются. Меняется и пища. Я думаю, что такая ситуация сейчас не только в Англии. Современная наука не стоит на месте. Красивые, яркие и удобные в использовании упаковки, моментально готовится. А какое разнообразие вкуса, цвета и текстуры! 

Огромный выбор продуктов, чего только нет на полках магазинов: сладкого сахара, обезжиренного масла, соевого мяса, жидкого дыма, порошкового молока, каш, быстрого приготовления, готовых пицц, диетических продуктов…. 

Список можно продолжать до бесконечности. Прогресс на то и прогресс. Цыпленок или поросенок, выращивается в рекордно короткие сроки. Такие препятствия, как неблагоприятный климат или скудная почва – нет проблем. Все подкармливается, удобряется, обрабатывается. Быстро, в любых условиях.  Еды становится больше. Но, становится ли она от этого лучше.

Мне так не кажется. Я боюсь такого прогресса. Я старомодна. Мне нравится простая пища. Может именно поэтому я оказалась в португальской глубинке. Здесь конечно тоже внедряются новые технологии. Но здесь еще хранятся традиции. И по традиции, пастухи, пасут коз и овечек. По традиции варят сыр. По традиции пекут хлеб.


Португальский хлеб. Вот где разнообразие. Куда отправиться с утра за хлебом? То ли в кафе, то ли в супермаркет, то ли в булочную…. Отовсюду доносится аромат. Хлеб продают в разных местах. Практически, в каждом супермаркете обязательно есть cafetaria – кафетерий по-нашему. Видите красный аппарат рядом с мужчиной? Это автомат, где нужно оторвать талончик, затем следить за табло и ждать своей очереди. Пока ждете, можете выбрать. Хрустящий круассан, багет, хлеб из кукурузной муки, домашний хлеб, а может хлеб с колбасой и оливками….


Первое время я замирала у хлебной витрины. Мне хотелось попробовать сразу и полуметровый багет, и маленькие булочки ромбовидной формы со странным названием carcaça de lenha. Сейчас конечно стало легче. Стала разбираться в названиях и даже научилась  многие выговаривать. У меня появились предпочтения. 

Например, pão de caseiro – можно перевести, как домашний хлеб. Корочка немного твердая, выпекается из серой муки в печах на дровах. 

Как правило, в булочных и кафе продаются маленькие булочки bola de caseiro. Но иногда размеры домашнего хлеба впечатляют. По понедельникам на рынок в соседнем с нами городе Калдаш да Раинья, женщина привозит свой хлеб. Специально за ее хлебом люди приезжают из окрестных деревень. К ней выстраивается очередь. Самый большой каравай, который она выпекает, может быть весом килограмма на 4.

Разновидность домашнего хлеба – pão com shourico. Рецептура простая: мука из твердых сортов пшеницы, соль, вода, оливковое масло и колбаска. Некоторые добавляют в этот хлеб оливки. Ну а сверху для аромата, лавровый лист. До чего же вкусно!


Аппетитнейший португальский багет  Baguete. Тоже выпекается на дровах. Размерчик его впечатляет. Но это только кажется, что много. Начнешь кушать – невозможно остановиться.


Португальцы любят хлеб из кукурузной муки. Корочка у него темная, а мякиш – веселого желтого цвета. Вкус слегка сладковатый. Говорят, что кукурузный хлеб очень полезен, так как калорийность его не столь высока, а в кукурузной муке сохраняется больше витаминов. 

Какой бы Вы хлеб не выбрали в Португалии, он всегда будет свежий. Что может быть лучше аромата только что испеченного хлеба. А если намазать кусочек еще теплого багета маслом, и съесть кусочек сыра….

Португальский сыр. Уф, здесь совсем сложно. Может не так, как во Франции, но все же выбор и разнообразие впечатляют.

Я даже не знаю, как правильно классифицировать португальский сыр. Где-то я читала, что до сих пор не существует унифицированной классификации сыров, так как в каждой стране, сыр с одним и тем же названием производят по-разному. Не стоит забывать и об особенностях климата. И о том, что кушает коровка или коза, и том, какую соль добавляют в сыр.
Попробую по-простому. Существуют сыры из коровьего молока, овечьего и козьего. Queijo de ovelha – сыр из овечьего молока, Queijo de cabra – из козьего молока, Queijo  de vaca – из коровьего молока. Очень часто молоко смешивают, и тогда получается mistura, то есть смешение разных видов молока.  Как на фотографии, сыр из трех видов молока.

Вы можете увидеть на португальском сыре надпись curado – это значит выдержанный. Время выдержки сыра от 15 дней. Если я правильно поняла продавщицу на рынке, то за это время сыр должен затвердеть. Но это не значит, что он станет очень твердым, просто из него уйдет жидкость. Многие португальские сыры, на которых написано curado – довольно мягкие.

Если хотите купить твердый, выдержанный сыр, то обратите внимание на надпись cura 2(3,4...) meses, что значит, выдержанный сколько-то месяцев. 

Есть сыры amanteigado, что можно перевести, как мягкие. Снаружи у них корочка, а внутри они маслянистой структуры. Их не нарезать, но зато можно намазать на хлеб или даже кушать ложкой. Но не путайте, эти сыры с плавленными.

Если Вы любите сыр из коровьего молока, то обязательно попробуйте сыр, который делают на Азорских островах Queijo Açoreano. Молоко c Азорских островов и все продукты, производимые из него, очень ценятся. Говорят, что там удивительно сочная и зеленая трава. Одним из самых лучших сыров с Азорских островов считается Queijo de Sao Jorge. На его упаковке Вы обнаружите буквы DOP. Это значит наименование, охраняемое по происхождению. То есть, производство сыра происходит в строго определенной географической зоне и качество продукта обязано именно природным особенностям и, конечно же, тем людям, которые этим занимаются.

Регионов, в которых изготавливают сыры с отметкой DOP в Португалии несколько.  Например, в районе Serra da Estrela с 12 века делают сыр из овечьего молока. В средние века, Queijo Serra da Estrela украшал королевские столы. Традиционно,  сыр готовили только женщины, при определенной температуре, в зимнее время, в холодных гранитных домах. Неудивительно, что стоимость этих сыров высока – от 19 евро за кило.

А вот этот сыр очень удивил меня, когда я впервые приехала в Португалию. 

До этого мне не приходилось пробовать ничего подобного. Это  queijo fresco. Готовится также из разных видов молока. На вкус несоленый, а скорее сладковатый, текстуру имеет гладкую и чуть-чуть рыхловатую. Его можно резать, но нельзя намазать. Мне этот сыр больше напоминает десерт. Удивительно вкусный. Продается в маленьких стаканчиках. Вот где нет никаких добавок и консервантов. По этой причине у этого сыра короткий срок годности. Купил – съел.

Что еще можно увидеть на упаковке сыра. Meio-gordo, можно перевести как полужирный. Ну а надпись light думаю, не нужно переводить. Это ведь тоже важно, для тех, кто следит за фигурой.

Но, все же. Если Вы окажетесь в Португалии, то забудьте ненадолго о диете. Загляните на какой-нибудь местный рынок, купите хлеб и сыр. Отломите теплый кусочек, отрежьте сыр, вдохните аромат. Может, Вы вспомните детство, а может, откроете для себя совершенно новый вкус и воскликните, что ничего вкуснее прежде не пробовали….


21 комментарий:

  1. Лена,

    Спасибо за такой замечательный, вкусный рассказ !
    Как у меня запахло свежим хлебом и сыром !
    Очень-очень захотелось попробовать "удивительно вкусный сыр" :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня! Спасибо! Мне почему-то казалось, что во Франции должны быть подобные сыры. В переводе с португальского - свежий сыр.

      А я пока сочиняла - сыра объелась. Теперь чуть-чуть отдыхаю. Готовлюсь к твоим "сырным" рецептам!

      Удалить
  2. Тёзка, спасибо за вкусное и интересное повествование! Пойду на кухню, отрежу себе кусочек сыра!
    Мы с английским мужем были в Хорватии в отпуске. Один день в гостинице подавали оладьи из печени. Печень в Англии мне не пришлась по вкусу, а муж так и знал всегда, что он ее не любит. В Хорватии он ее попробовал и теперь говорит, что он не любит только ту печень, что "родилась" в Англии! :)
    Да, продукты сильно отличаются от того, что мы ели в детстве, но лично я отношусь к этому философски: все течет, все изменяется. Народу на земле становится все больше, надо как-то приспосабливаться, чтобы всем хватало...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда любила английский юмор. Раньше, в книгах и фильмах. А сейчас появилась возможность вживую, так сказать, посмеяться. Вокруг много англичан. Они тут говорят, что убегают в Португалию из Англии от от плохой погоды. Но похоже, что лукавят. Теперь ясно, что бегут они от английской печенки....

      А если серьезно, то очень приятно познакомиться, Елена!

      Удалить
    2. ...Теперь ясно, что бегут они от английской печенки....
      ... а также от вечно зеленых помидоров, несладких арбузов, твердокаменных дынь...
      А еще из-за разницы в курсе валют и экономии на отоплении зимой, выгодно жить в Испании и Португалии, когда они выходят на пенсию! :)

      А если серьезно, то очень приятно познакомиться, Елена
      Взаимно, спасибо Танечке! :)

      Удалить
    3. Вот, совсем другая история. Португалия знакомится с Англией, благодаря Франции! Спасибо Танечке!

      Удалить
    4. Леночки,

      Я тоже очень-очень рада нашему знакомству :)

      Удалить
  3. Аж слюнки ... до колен)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надюша, привет! Я честно, не хотела. Кстати был в Москве года три назад рынок в районе метро Войковская (сейчас, говорят переехал), назывался Фрешмаркет. Там мы покупали у грузинской женщины домашний сыр и сметану - такая была вкуснятина. Там же был хороший хлеб.

      Не знаю, куда они перебрались, но где-то у меня были их координаты. Поищу.

      Удалить
  4. Во Франции,конечно,очень много сыров.и я их обожаю,но,никто и никогда мне так вкусно не рассказывал о сырах,как ты,Леночка!:)
    Я тоже люблю разные сыры,но предпочтение отдаю масляным,как ы их назвала.Мы сыры достаем из холодильника минимум за 40-60 минут,чтобы они проветрились и растаяли:)
    Хороший сыр со свежим белым багетом и красным терпким вином...мммм...:)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аллочка, мычу вместе с тобой! :)

      Удалить
    2. Дамы, честно признаться, боялась я, что закидают меня изысканными французскими бриошами с моим деревенским серым хлебом. Обошлось. Рада, что понравилось.
      Алла, спасибо большое за хороший совет, как сыр подавать. Я никогда заранее из холодильника не доставала. Теперь тоже буду проветривать.
      Лена! У меня пошла сырная пьянка. От дегустации португальских сыров плавно перешла к английским. Вчера купила specially selected lye cross farm english vintage cheddar cheese, Фу, пока выговоришь. Предвкушаю удовольствие.

      Удалить
  5. Лена, у меня тоже сыры появляются в ассортименте в осенне-зимний сезон. Обычный чеддер в доме есть всегда, а что-то особенное, в основном с плесенью, по пятницам, когда приходят в гости бабушка с дедушкой пообщаться с внучкой, на чаепитие. Летом сыр не идет, а как осень подбирается - сразу начинаю заглядываться в магазинах на сыры.
    Аллочка правильно пишет, сыр надо доставать из холодильника заблаговременно. Но, в принципе, в зависимости от сыра, мне иногда и холодненького хочется.
    А как vintage cheddar пошел? Холодильник не пропах? :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, у нас похожая история. Летом сыр не всегда есть в холодильнике. А сейчас, зимой в охотку хорошо идут.
      Все правильно, думаю, что зависит о сыра, как подавать. А чеддер еще не распечатывала. Там такая вакуумная упаковочка на 200 грамм. Неужели такой ароматный? Пойду открою, потом расскажу о результате.

      Удалить
    2. Ароматный-ароматный! :) Я для каждодневного употребления покупаю mild cheddar, он типа нашего голландского, а тот чеддар, что mature - он очень соленый, твердый, даже крошится, и вот он сильно пахучий! :)

      Удалить
  6. Спасибо вам Елена за интересный рассказ. Только сегодня купил португальский хлеб в португальском магазинчике (у нас в городе есть такой), очень вкусно. Стал искать информацию в инете и наткнулся на ваш блог. Хорошо рассказ написан, ничего лишнего и все понятно. Спасибо. С уважением, Самир

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Самир! До чего же приятно было прочесть Ваш комментарий! Хорошего Вам дня!

      Удалить
  7. Сейчас в Португалии и в полной растерянности перед витринами сыров! Рассказ "вкусный", но ясности не добавил. ..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда я только начала свое знакомство с вином, я любила задавать вопросы сомелье и кавистам - как разобраться в вине? как выбрать, как не ошибиться, что рекомендуете? и т.д. Советовали мне много. Но, далеко не всегда купленное по рекомендации вино мне нравилось. Со временем я пришла к очень простому выводу - чтобы понять вино, нужно его пить:))

      С сыром, я уверена, нужно поступать точно также - покупать и пробовать.
      Хорошего дня!

      Удалить
  8. Отличный рассказ! я сырный маньяк,и,что особенно приятно -прочитал про Эштреллу(мой любимый сыр).Кстати ,Вы знаете,что он сквашивается не сычужным ферментом а соком чертополоха? Хлеб и выпечка Португалии это,конечно,отдельная песня!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Павел! Про чертополох не знала. Я много чего не знаю. Здорово, когда пишут такие комментарии, после которых хочется пойти, почитать, поискать еще информацию! Я, даже, не знаю, как по португальски чертополох. Пойду посмотрю))

      Удалить

Если Вы желаете высказаться, то Вам не нужна регистрация. Достаточно выбрать Анонимный, если Вам нравится оставаться Анонимом. Вы также можете комментировать используя свой профиль из социальных сетей или же ограничиться именем. Для этого можно выбрать опцию Имя/URL. По желанию, в графу имя вписываете Ваше имя и/или в графу URL - ссылку на Ваш профиль. Просьба учесть, что все комментарии перед публикацией просматриваются. Комментарии, содержащие рекламу и спам не публикуются.